Птички


Выносливая красавица из глубины казачьих степей — донская лошадь – всё о домашней птице

Донской конь — гордость донских казаков

Выносливая красавица из глубины казачьих степей — Донская лошадь - всё о домашней птице

Донской конь — его трудно спутать с другим. Неповторимый золотистый окрас, который, как настоящее золото, блестит на солнце. Выносливая, стремительная, сильная и грациозная — донская порода сочетает, казалось бы, несочетаемые качества и по праву являются гордостью донских казаков.

Невозможно представить казака без коня. Неудивительно, что и казачий конь — особой породы. Породы, идеально подходящей для быстрой скачки и дальних походов. Предки донской лошади — монгольские лошади, выносливые и неприхотливые.

Но если степные лошади приземисты и кряжисты, то донская — статна и красива. В XIX веке очень сильно было влияние карабахской крови и английских рысаков.

Значительная часть конного завода карабахских ханов, проданного наследниками, попала на Дон.

Донская — одна из старейших отечественных заводских пород. По своей самобытности и значимости для коневодства России она стоит в одном ряду с орловским рысаком.

Но если орловский рысак был создан в сравнительно короткий промежуток времени и на основе почти исключительно завозного материала, то у донской породы глубокие российские корни, и совершенствовалась она веками.

Далеко не сразу дончак из простого аборигена-степняка превратился в крупную и нарядную кавалерийскую лошадь.

Истоки донской породы — на юге и юго-востоке России. По южнорусским степям, простиравшимся от Днепра до Волги и дальше на восток, издревле перекатывались волны кочевых племен и народов, а с ними — табуны лошадей и стада скота.

С XI по XV века в этих степях кочевали половцы, или кипчаки — выходцы из Средней Азии. В XIII веке в кипчакские степи вторглись орды Чингисхана. В дальнейшем монголы смешались с половцами и практически стали одним народом; по имени своего правителя хана Ногая они стали называться ногайцами.

Лошади ногайских татар монгольского корня смешались с половецкими, а затем испытали на себе воздействие восточной крови. Ногайские лошади были хорошо известны в Московском государстве: они попадали даже в царские конюшни. Ногайская лошадь и стала прародительницей казачьей лошади далекого прошлого.

История донской породы тесно связана с историей донского казачества. Первые упоминания о казаках относятся к XV веку. Триста лет спустя в русской армии сражались уже десятки тысяч казаков.

Дальние военные походы, постоянные стычки с кочевниками, сидевшими на быстрых степных скакунах, — такова была их беспокойная жизнь, в которой всюду сопровождал казака добрый конь, преданный, «ветроногий», неутомимый друг.

Донская порода на протяжении своей истории испытала на себе влияние многих пород. Хорошо заметна в дончаке восточная кровь: персидских, турецких, карабахских лошадей казаки приводили из походов.

Восточные породы наложили на донскую лошадь свою «золотую печать» — яркий золотистый оттенок масти — и придали ее экстерьеру своеобразие и нарядность.

С середины XIX века на Дон стали поступать лошади отечественных верховых пород: орловской верховой, ростопчинской, стрелецкой. В этот период старая донская лошадь, еще тяготевшая к степным предкам, все больше превращалась в породу заводского качества, чья слава прогремела на всю Россию.

Памятка донским казакам при покупке боевого коня

«Голова небольшая, но сухая; лоб прямой, уши острые, недлинные, нешироко поставленные; шея пропорционально длинная, без кадыка; грудь широкая, лопатка отлогая, холка возвышенная; спина короткая, крестец длинный, ноги правильные, сухие, костями широкие, связки плотные, мышцы в плечевых суставах плотные и твердые, окорока объемистые и мускулистые, задние колена (скакательный сустав) широкие, плоские и сухие, бабки хорошо поставленные, не совсем прямые и не слишком свислые, копыта упругие, легкие. Тело вообще плотное, мускулистое, шерсть лоснящаяся, гладкая, короткая, нежная, волосы на гриве и хвосте тонкие и легкие… Прямое следствие соразмерности лошади есть правильность ее движений».

Закладка Постоянная ссылка.

Источник: http://kazaki-marino.ru/istoriya-kazachestva/donskaya-loshad-gordost-donskix-kazakov.html

Донская порода лошадей: история, описание, фото и видео, характеристика, характер

Донские казаки разводили лошадей, предназначенные для верховой езды, в конце XVIII начале XIX веков. Они вывели великолепную донскую породу лошадей, которых также можно было использовать и для упряжки. С этой породой сможет посоперничать, разве что орловская рысистая, что известна всем своей прыткостью рыси.

Эта порода лошадей проходила долгие годы совершенствования. Донская порода лошадей абсолютно точно выходит корнями из России, а также можно отметить, что это одна из старейших пород, которые разводились на заводах.

История создания

Изначально донская порода лошадей была аборигенная лошадь степей, которая обитала в южных русских степях Днепра и Волги.

В ходе истории много кочевников и завоевателей проходило этими территориями, поэтому в кровь предков описываемой лошади попала кровь монгольских скакунов и других восточных лошадей, тогда получившуюся лошадь называли Ногайская (по названию племени).

Именно эта лошадь стала предком Казачьей или Донской лошади. Она и попала в Московские дворянские конюшни и переквалифицировалась в отличного ездового и кавалерийского коня.

Во время военных действий, казаки забирали оружие и конницу побежденной стороны. Среди трофеев были лошади различных пород: турецкие, персидские и пр. Путем их скрещивания и образовалась донская порода лошадей, которая ныне радует глаз своей красотой. Она образовалась на жеребцах степного типа, а далее улучшалась скакунами иных пород, чистокровного происхождения.

Казаки на донских лошадях

Одним из первых историков донской породы лошадей был Александр Федорович Грушецкий, который отбирал лошадей для армии и защищал задонское коннозаводство. В его работах говорится о племени, состоящего из разных представителей кочевого народа, но у которого единые корни. Тем не менее они были разделены на две составляющие.

Река Волга поделила их на магометан и буддистов. Это же коснулось и их скота – овец, лошадей и пр. Разные климатические и эксплуатационные условия видоизменили представителей обоих берегов, не смотря на единую родословную.

Степная лошадь, которая послужила основой, видоизменилась на низкую и мускулистую с шикарной гривой – слева Волги, и высокую, с изящными формами, аристократическую – справа.

Именно на таких донских лошадях происходили завоевания земель. В литературных первоисточниках их описывают, как неутомимых и сильных скакунов. Отличаются превосходной выносливостью и необузданным характером.

Родоначальники донской породы лошадей имели длинные ноги и шеи, но несмотря на свое костлявое телосложение и невысокий рост, были довольно жилистыми и сильными.

Такие первоначальные задатки с годами улучшались влиянием кровей иных пород, которые поступали в качестве поживы после окончания сражения. Но после окончания битв и войн поступления лошадей восточных пород прекратилось. Что правда, это не повлияло на развитие донской породы.

Их развитие взяло на себя отечественное коннозаводство. Оно поставляло лошадей туркменских пород и продолжали делать вклад в развитие донских лошадей. В начале девятнадцатого века и до его середины туркменские породы сменили карабахские.

Благодаря карабахской крови, донская порода лошадей приобрела тот внешний вид, который нам знаком и сегодня. Жеребцы приобрели дивную золотисто-рыжую окраску, вместо гнедой, бурой, рыжей или серой.

В конце XIX века солдатам понадобились более сильные и мускулистые лошади, что и привело к еще одному скрещиванию.

В этот раз оно произошло с чистокровной верховой породой, что придало животным мощной силы и внушительной внешности.

Золотисто рыжий окрас

Уже в 19-20 столетиях огромное влияние оказали англичане на формирование рода. Тем не менее, стали вырабатываться стандарты, причем строгие, для формирования в породе однотипных особей одного рода.

В военные времена почти половина войск была оснащена лошадями именно донской породы. Именно боевые действия стали главной угрозой роду и осталось их тогда очень мало, восстанавливать породу начали в 1920 году, и уже в 1934 году была сформирована первая племенная книга дончака, численность лошадей стала расти.

Описание донских лошадей

Как было написано выше, изначально степная лошадь видоизменилась на две отличительных породы. Всему это способствовала окружающая среда. Таким образом, та, что менее отдалилась от своих родоначальников, отличалась темными невзрачными оттенками окраски и малым ростом – около полутора метров в высоту (что некоторым статным казакам всего лишь по пояс).

Она имела некую сухость своего телосложения, но при этом обладала длинными ногами и шеей. Внешне донскую лошадь тяжело было назвать красивой, но не смотря на внешность, представители породы были прыткими скакунами и имели стойкую выносливость. С течением времени степная скрещивалась с различными породами, в основном английской, что привело к ее исчезновению.

Питомец казака

Тем временем, как скрещенная степная с английской лошадь становилась редкостью, донская приобретала популярность. Красивый, статный конь, заслуживающий внимания своими характеристиками и способностями.

Помимо высокого роста, взгляд манят и остальные части внешности: окрас с золотым отливом, густая грива, широкая голова, а в глубине глаз можно просто утонуть.

Вся эта красота – отклики восточных кровей, заметные невооруженным глазом.

Характеристика

Красивая статность

Помимо высокого роста, взгляд манят и остальные части внешности: окрас с золотым отливом, густая грива, широкая голова, а в глубине глаз можно просто утонуть. Вся эта донская красота – отклики восточных кровей, заметные невооруженным глазом. Массивность и сила напоминают о кавалерийских временах. Донская порода лошадей обладает отменным здоровьем и выносливостью.

Дончаков используют, как для профессиональных соревнований, так и для любительских поездок. Их дикий нрав вполне обузданный, поэтому спокойно можно допускать к детям для обучения верховой езде. Они хороши под седлом, но и в конной упряжи также хороши.

Их хорошо бы использовать для конной полиции или кавалерии, здесь их умения как нигде уместны. Ведь они могут развивать большую скорость и скакать так долго время, благодаря своей выносливости.

 Она реагирует на хорошее настроение владельца, ей присуще крепкое здоровье и хорошая физическая подготовка (спортивная форма).

Идеально подойдет для погони по узким улицам, где машина не проедет. Также во времена бывшего Советского Союза донскую породу лошадок использовали в гонках тачанок.

К сожалению, также стоит отметить, что лошадь довольно редкая сегодня. Её можно встретить только на тех заводах, которые занимаются разведением исключительно донской породы лошади.

Читайте также:  Секреты хорошей яйценоскости курочек - всё о домашней птице

Источник: https://VseOKone.ru/donskaya-poroda-loshadej.html

Конь в казачьей культуре (обновлено) – Церковь Успения Богородицы

Мы работаем благодаря Вашей помощи – тем средствам, которые жертвуют читатели.
Поддержите сайт Klin-demianovo.ru!

Мы будем благодарны тем, кто откликнется и поможет. Карта Сбербанка 5469 4000 3308 3978 Яндекс Деньги 410011967293378

WebMoney: R309471478607

В течении многих тысячелетий, конь помог  создать особый тип, или архетип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести.

Благородное животное невозможно обмануть! Любая трусость, обнаруживается конем на уровне биологических рецепторов, сейчас ученые поняли механизм этого чутья.

Человек, испытывающий страх, выделяет муравьиную кислоту, которую и улавливает острое обоняние коня. 

Езда на коне не терпит физической убогости, преодоление препятствий и преград, требует от всадника, силы и выносливости, ведь при верховой езде, задействуются практически все мышцы тела.

Потому человеку изо дня в день полагающемуся на коня и доверяющему ему свою жизнь, а зачастую и состояние, приходится поневоле поддерживать себя в хорошей физической форме, заботиться о здоровье и долголетие.

Потому конная культура формирует специфический культурный код, конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент.

Жизнь в седле, сопоставима с плаваньем в открытом море, всадник, гонящий свои стада по бескрайним просторам, подобно моряку постигает бескрайность пространства, и так же готов в любое время встретиться с неожиданной опасностью.

Донцы перед атакой

На Дону отношение к коню было особым. Это отношение впитало в себя почитание коня прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить».

Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий . По записям Х. И.

Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены .

Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника.

Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия.

Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям.

Сохранилось свидетельство Диона Кассия о том, что знатные иберы во главе с царем Фарасманом демонстрировали свое боевое искусство владеть конем на Марсовом поле в древнем Риме. В нартовском эпосе осетин также часто упоминаются скачки, на которых испытывалась резвость коней. Характер их был, разумеется, боевой, а о размахе можно судить по участию в них небожителей .

Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием.

Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом. Однако при всем единстве скачки и джигитовки, последняя по характеру своему имеет существенное отличие от скачек. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности.

Стати лошади: 1 – затылок; 2 – челка; 3 – подбородок; 4 – ганаш; 5 – яремный желоб; 6 – гребень шеи; 7 – шея; 8 – холка; 9 – лопатка; 10 – плечо; 11 – грудь; 12 – подплечье; 13 – локоть; 14 – запястье; 15 – пясть; 16 – путовый сустав; 17 – бабка; 18 – венчик; 19 – копыто; 20 – спина; 21 – поясница; 22 – круп; 23 – маклок; 24 – колено; 25 – голень; 26 – каштаны; 27 – скакательный сустав; 28 – плюсна.

Джигитовка

Джигитовка существовала еще давно, правда в те времена джигитовка не была развлечением, а способом ведения боя на лошади, которым владели и обучали казаки.

Казак на лошади мог стать на нее в полный рост, что давало ему превосходства на другими всадниками. Так же они могу отстреливаться от врагов, при этом скатать на коне задом на перед или подобрать меч с земли на высоком галопе.

При необходимости он мог спрыгнуть с лошади и тут же на нее заскочить, таким образом можно было удержать голову на плечах.

Что значит джигитовка?

Джигитовка – езда верхом на лошади, во время которой казак выполняет различные гимнастические и акробатические трюки. На сегодняшний день выездка используется только ради развлечений, а ведь когда это было военное искусство. Сегодня джигитовка делится на два типа: цирковая и спортивная.

Если перевести слово джигитовка с тюркского – это означает лихой или храбрый человек. Элементы которые когда выполняли казаки на лошадях, в сегодняшние дни ну потеряли своей зрелищности. Если вам представится возможность посмотреть на этот вид спорта, обязательно ей воспользуйтесь.

История джигитовки

Зародилась джигтовка как вполне естественный вид езды верхом, в кавалеристских природных народах.

Она развивалась стремительным темпом, но до стран Европы дошла поздно, поскольку единственным источником получения информации в этой области были рассказы племен, которые воспринимались как легенда о человеко-лошадях, кентаврах.

Езда на лошади для военных целей ассоциировалось в то время с ездой в железных доспехах, верхом на закованной в сталь лошадь и без этого всего было сложно представить езду, такую как делали казаки – джигитовку.

Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

Были даже очень интересные обманки, допустим как обрыв – “имитация смерти”. Вражеские войска всегда очень удивлялись, когда “мертвые” лошади вдруг вставали в нужный момент и начинали атаку. Такой эффект неожиданности являлся большим плюсом. Конь мог “упасть замертво” даже во время движения на галопе, чтобы все выглядело естественно.

С половины 19 века джигитовка стала использоваться в цирке, чтобы удивлять зрителей различными трюками и не проливать крови.

Развитие военных тактик и технологий постепенно вытеснили джигитовку как военное ремесло, но оставили место как спорту. Конечно она не такая популярная как конкур, но очень интересный вид спорта.

От всадника требуется выдержка, скорость, ловкость и сила, а иначе можно сильно пострадать.

Слова Наполеона Бонапарта о казаках:

« – надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки – это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Джигитовка видео:

Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга.

Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников . Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства.

«Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные».

Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостию, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании.

Сообращись с таковою целью, проект положения о скачках в Новочеркасске, Войсковой Совет нашел: 1. Что при учреждении скачки на обыкновенных основаниях, установленных для скаковых кровных лошадей, едва ли может быть подвергнуто испытанию главное достоинство донских лошадей, т.е. сила и крепость их. 2.

Что выдержка лошадей перед скачкою, производство скачки жокеями или тренингрумами не согласуется ни с нравами и обычаями казаков, ни с предназначением донских лошадей. Для сего учредить скачку с препятствиями, определив условия для получения войсковых призов, не скаковой круг, а местное пространство на котором находились бы овраги, барьеры и другие препятствия.

В скачках на Войсковые призы должны участвовать одни войсковые жители, скакать же должны не жокеи, но казаки и при том в полном вооружении… Народно-казачьи скачки учреждаются для поддержания и поощрения в самих казаках врожденного духа наездничества и удальства, для скачек с препятствием необходимого . Призы: 1500 руб серебром, от заводов (300 руб).

Седло со всем прибором, окованное в 50 руб. и деньгами 100 руб. для второй – ружье в 30 руб. и деньги 70 руб. для третьей шашка в 50 руб. и на каждой из сих вещей надпись «Уряднику или казаку такому-то за удальство на войсковой скачке с препятствием». В 1851 г.

дистанция скачек определялась от 8 до 16 верст, и призы войсковые представляли собой серебряный ковш, деньги в 450 руб. серебряный кубок и денег в 150 руб.

Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали. Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу.

Читайте также:  Автоматизированная квочка: характеристика инкубатора - всё о домашней птице

И их не поили; вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие: их начинали учить четырехлетками только.

Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам-новобранцам, и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.

Командующий Донскими армиями Всевеликого Войска Донского С.В.Денисов

Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию.

Демонстрация приобретенных достоинств происходила в обрядовой обстановке, когда конские ристания входили составляющей частью в ритуальный комплекс . Причем это регламентировалось как сословной субкультурой, так и этнической . Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи. «Там, в степи нас никто не видел, и мы устраивали между собой скачки.

Чаще всего, когда гнали лошадей с пастбища» . Использование коня в обрядах информаторы отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка . На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных» . На Масленицу, в ст.

Мечетинской, жгли среди улиц «кучки» и молодые казаки прыгали через них верхом, под крики и смех казачек . В советское время скачки, джигитовка проводились на 1 мая и 7 ноября, причем, не только в казачьих станицах, но и в крестьянских слободах и селах . Джигитовка включала в себя различные воинские упражнения, такие как управление конем и телом, а также оружием.

Казаки делали вертушку, прыжки, поднимание платочков, большие и малые пирамиды, рубку лозы, фланкировку пикой, уколы пикой в шар и предмет, лежащий на земле, увоз раненого. Скакали лавой, останавливались, клали лошадей, рассыпались в цепь, спешивались с батовкой лошадей, стреляли из-за седел лежащих лошадей . Борьба на лошадях была известна в ст.

Мечетинской, схватывались в седлах, кто кого сбросит на землю, сбивали друг друга мешками . Борьба на конях часто встречается у тюркских народов . Интересны заметки донских этнографов о конных ристаньях в дни поминовения предков , что роднит их с древнейшими тризнами . В.

Сухоруков отмечал, что игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой.

Замечательнейшие из увеселений суть: скачки на мишень, стрельба из ружей и пистолетов, борьба мужчин, беганье в запуски и богатырские казачьи песни, хороводы и пляска девиц. Скачки на мишень бывают во всех станицах на масленицу, празднуемой казаками почти целую неделю.

Приготовление к скачке делает особенную заботливость для молодежи; не досыпая ночей, они кормят и холят добрых коней своих, чистят сбрую и оружие, чтобы блеснуть перед станичниками удальством, показать исправность казацкую. На ровном месте ставят мишенью пучок камыша, а саженях в 200 от него назначают линию, от которой надлежит скакать.

Всё общество, старики и дети, женщины и девицы, в нарядном платье, собравшись в стороне скачки, делают из себя как бы одно семейство: рассказы, шутки, смех одушевляют эту пеструю толпу. Между тем, наездники, один за другим, несутся стрелою на мишень и, доскакав, делают в неё выстрелы из ружей и пистолетов.

Иной, притворяясь падающим со скачущей лошади, роняет впереди себя плеть, или шапку, или монету, подхватывает с земли и снова, бросив вперед, ловит на лету; другой, перекинув через седло стремена, стоя на лошади, несется на ней во весь опор и делает выстрел из ружья в мишень.

В последний день масленицы делается скачка на большое протяжение, верст на 20, 30, 40, 50 и более, для испытания, кроме быстроты, ещё и силы лошадей здешней породы.

Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков. Из рапорта Орлова-Денисова можно видеть основные занятия конных казаков в полках. Так, он пишет: «После чего я делал смотр полкам, видел их пешее и конное построение по сотенно, расчет взводом, заезды из фронта по три, по взводно построение целого полка, построение колонны, лавы и, наконец, церемониальный марш, совершенный повзводно, полусотенно и сотенно, на полных дистанциях и в сомкнутой колоне» (ГАРО. Ф.344.Оп.1. Д.361).

Источники: Михайлов Б.Д. Каменная могила. Днепропетровск, 1986. С.23. Афанасьев А.Н. Баснословные сказания о зверях // Древо жизни. М., 1983. С.143. Смирнов В.И. Из вопросов и фактов этнографии Костромского края // Тр.

Костромского научного общества по изучению местного края. Кострома, 1924. С.26. Мусин А.Е. Указ. соч. С.188. Черницын С.В. Казачьи обычаи и приметы отраженные в фольклоре // Памяти А.М. Листопадова. Ростов н/Д., 1997. С.69. ГАРО. Ф.55. Оп.1. Д.556. Л.7.

Уарзати В.

Символика коня. URL: http:// www.anaharsis.ru./etno

Источник: http://klin-demianovo.ru/kazachja-obschina/kazache-oruzhie/kon-v-kazachey-kulture/

Донская лошадь. Описание, особенности, виды, уход и цена донской лошади

Особенности и описание донской лошади

Донская лошадь — старинная, отечественная порода, которая была выведена в 18 веке, на территории ростовской области, донскими казаками. Она относится к упряжным породам лошадей. У неё имеется множество заслуг. Они сопровождали российские войска и участвовали во всех войнах. Их предшественниками были степные лошади.

В 19 веке государство России приказало привезти восточных лошадей, именно они придали донским лошадям красивый ярко – рыжий оттенок. Для улучшение этой породы использовали арабских и других чистокровных лошадей. Во времена гражданской войны многие лошади погибли и от большого числа лошадей осталось минимальное количество.

Только в 1920 году люди стали активно восстанавливать эту породу и в 1935 году она практически полностью восстановилась. Однако, в настоящее время донские лошади считаются очень редкой породой и им грозит вымирание. Ещё немного и они будут занесены в Красную книгу.

Донская порода лошадей привыкла к табунной жизни. Она с виду очень красивая и не капризная. Донская лошадь может похвастаться своим ростом (165 см). По описанию донской лошади, она очень похожа на кавалерийских лошадей.

У донских скакунов тело растянутое и мускулистое. Голова большая, глаза у них красивые, шея крепкая, грудь широкая, ноги сильные и мускулистые. Окрас у донских лошадей в основном рыжий (любые оттенки рыжего) или бурый, могут быть белые пятна на голове и ногах.

Характер донских лошадей очень уравновешенный и спокойный. Ведут себя с детьми с положительной стороны, и замечательно подходят для обучения верховой ездой. Такая лошадь способна пройти большое расстояние, только за одни сутки лошадь может преодолеть до 300 км. пути.

Для своего хозяина она не создаёт особых проблем. Животные этой породы имеют очень крепкий иммунитет, и они почти никогда не болеют. На фото донской лошади можно заменить насколько она грациозная и элегантная. Её яркая окраска способна привлечь и затмить самых знаменитых наездников.

Донские кони хорошо адаптированы к климатическим условиям. Могут спокойно перенести холод и жару. Поэтому их можно содержать на улице в любую погоду, без дополнительного строения.

Донская лошадь подходит для наездников- новичков, для обучения детей верховой езде, конкура, и просто для любителей. В Ростовской области и Краснодарском крае они прекрасно служат в конной полиции и участвуют в Казачьих выступлениях. При хорошем и правильном уходе, донские кони способны прожить до 20 лет.

Виды донских лошадей

За сто лет разведения донской лошади образовалось несколько подвидов донских лошадей. Восточно – карабахский тип – Спина находится в прямом положение, поясница довольно крепкая, голова и шея слегка удлинённой формы. В холке они достигают 160 см, шерстяной окрас имеют буланый.

Лошади персидского происхождения – Родной страной является Персия и Турция. У них слегка длинная голова с узкой мордой и большими ноздрями. Красивая и широкая грудная клетка. В холке достигают 163 см. Шерстяной покров у них короткий с золотистым окрасом.

Восточно – массивные лошади – Они отличаются своей красотой от других сородичей. В холке достигают 170 см, обхват груди – 200 см. Ноги длинные. Окрас рыжий, бурый с различными оттенками.

Верховой тип – Они считаются самыми высокими. Обычно они красуются на выставках. Окрас у них рыжий с различными оттенками. Лошади донского конного завода особой популярностью обладают на своей исторической Родине, их можно назвать «аборигенами» края.

Уход и содержание донских лошадей

За каждой лошадью нужно особое внимание и забота. Правильный уход – гарантия здоровья животного. Для породистых лошадей требуется трёхразовый ежедневный уход.

Читайте также:  Лекарственные свойства и применение байкокса для кроликов - всё о домашней птице

Для правильного ухода за лошадью надо приобрести: щётку с жёсткой и мягкой щетиной, крючок для крючкования, полотенце для протирания и электрическую машинку для стрижки. Каждый предмет можно купить по отдельности или комплектом.

За шерстью любой лошади, в том числе донской, нужен ежедневный уход. Расчёсывать лучше всего пластиковой расчёской. Каждое утро необходимо протирать лошади глаза и её ноздри влажной губкой.

Перед конной прогулкой обязательно надо полностью пройтись щёткой по всему телу. Многие хозяева перед прогулкой ноги заматывают эластичными бинтами, это оберегает лошадь от растяжения.

Начинать чесать надо с одной стороны морды и плавно переходить на плечи и спину. То же самое надо проделать, с другой стороны. За ногами лошади нужно особое внимание.

Всегда надо проверять на наличие ран и ссадин у животного. Лучше всего избавлять ноги от лишней шерсти и своевременно расчёсывать. После прогулок рекомендуется сразу промыть ноги водой, чтобы избавится от грязи.

В обязательном порядке копытам требуется чистка специальным крючком (особенно после прогулки), специалисты это называют «крючкованием». Лёгким движением руки взять ногу и согнуть в колене.

Копыто очистить от грязи, проверить на наличие ран и аккуратно поставить на землю. Мыть лошадей не сложно. Самое главное, сделать так, чтобы животные любили эту процедуру. Вода должна быть тёплой. Можно использовать специальный шампунь для лошадей.

Обязательно надо, время от времени, чистить стойло. Для этого нужно вывести скакунов на улицу и вилами убрать всю солому и навоз, подмести территорию и тщательно проверить все углы.

Можно при уборке использовать воду и щадящие чистящие средства. Пусть стойло высохнет и можно класть чистую солому. Затем налить свежую воду и положить корм. На этом уборка закончена.

Питание донской лошади

Правильное питание гарантирует здоровую, красивую лошадь. В рационе копытного животного главное — это трава. Именно в траве оно может получить все полезные элементы для организма, но всё равно, кроме травы необходимо давать другие корма.

Лошади очень любят сено. В день они способны съедать его до 15 кг. Ни в коем случаи нельзя кормить животных грязным или плесневым сеном. Им полезно давать овёс и сладкую кукурузу. Концентрированные смеси также могут входить в рацион ежедневного питания.

Их приготовлением занимаются на заводе. В составе консмеси могут быть зерно и отруби. Для питания подойдёт свежая, скошенная трава. Главное, чтобы её влажность была не больше 20%.

Соль обязательно должна присутствовать в рационе питания лошадей. Есть различная соль и её сорта можно отличить по цвету. В белой соли присутствует поваренная соль, коричневая соль содержит минералы, а красная соль содержит йод.

Надо обязательно знать в каком количестве давать воду. Это зависит от массы животного. Если лошадь живёт на улице, то следует устанавливать специальные поилки. В стойле находится специальный, стационарный поильник для коней.

Зимой лошадь должна в обязательно порядке получать достаточное количество питьевой воды. Внимание! Нельзя давать лошадям ледяную воду и настоятельно не рекомендуется поить животное сразу после прогулок или физических нагрузок. Лучше всего подождать около часа.

Цена донской лошади

Купить донскую лошадь можно в Ростовской области, в специальных конных клубах или на конном заводе. Цена донской лошади составляет от 300 тысяч до 600 тысяч рублей. Цена зависит от экстерьера. На данный момент разведением донских скакунок занялись на Украине и в Казахстане.

Отзыв владельца о донской лошади

«Меня зовут Ирина С.А. Я сельский житель и с детства обожаю лошадей. В молодости я занималась в конном клубе и у меня всегда была мечта иметь собственную лошадь. Я долго думала на эту тему и не знала на какой породе мне остановиться, пересмотрела множество вариантов. Я увидела на одном сайте донскую лошадь, она мне безумно понравилась».

«Купила я себе молодого жеребца в Москве за 350 тыс. руб. Я очень довольна своей новой покупкой. Он никакой агрессии не проявляет. У меня есть маленькая дочка и она его тоже очень полюбила. Сейчас я её начинаю обучать верховой езде».

Источник: https://givotniymir.ru/donskaya-loshad-opisanie-osobennosti-vidy-uxod-i-cena-donskoj-loshadi/

Отношение казаков к своему коню или лошадиный рай

В течении несколький тысяч лет,  при помощи коня был  создан особый тип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести.

 Благородное животное невозможно обмануть! Любая трусость, обнаруживается конем на  биологическом уровне. Человек, испытывающий страх, выделяет муравьиную кислоту, которую и улавливает острое обоняние коня .

Потому конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия.

Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент. 

Конными были хазары, которые вероятно и были первыми казаками.

На различных этапах существования казачества в его состав входили славяне, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Значение термина, позже ставшего этнонимом определяется  как вольный человек, легковооруженный всадник, беглец, одинокий человек, но главное в этом – вольный всадник. 

Казак на коне – символ казачества.
 

«Трудно найти что-нибудь более органично, чем союз казака и лошади, разве что мать с младенцем могут поспорить с оным», – замечал в XVI и веке западноевропейский летописец. 


 

Действительно, казаки, которое проводили больше половины своей жизни в походах, ценили своего коня, любили его. относились с большой нежностью, доверяли им самые сокровенные тайны и делились с ними душевными переживаниями.   Донские казаки считали,что  “У коня душа человечья”  и ему нельзя врать : «Не бреши жене на базу, а коню в дороге”. Кони также отличались особым отношением к своим хозяевам. Известный историк запорожского казачества Дмитрий Яворницкий писал о лошадях запорожцев, что «те были наделены чрезвычайным умом, силой и выносливостью»: Крикнет, бывало, запорожец лошади« ползи », то он протянет передние ноги вперед, а задние назад, и ползет. А как услышит свист казака, то сразу помчится к нему ». Слаженность казака и коня была такая, что казаки могли перепрыгивать через лошадь на полном скаку, скакать на лошади, стоя в седле на голове, переползать под брюхом лошади и др. В сабельном бою такой конь казака лягал и кусал коня врага.    В перестрелке тело коня служило защитой для казака. Смертельно раненый басурманской саблей или пулей, казак просил коня – своего верного друга – «рассказать» о гибели хозяина в Сечи или на хуторе семье. 
В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается ночами на Дон, и приходит прямо на баз своего хозяина и  этим дает знать родным козака, что нет того на белом свете.
 

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

  Перед отъездом кубанского  или донского казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина.

Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.    

Казачьи песни  – народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России и современной Украины. На сложение казачьих песен оказали влияние российские и украинские народные песни и думы, северокавказская музыка, а также авторские произведения российских композиторов. Круг песен делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, кубанские,запорожские, терские, уральские и т. п. Среди них немало песен в который поспевается казачий конь . Вот и на самой популярной народной картине, которая украшала в древности каждую казацкую хату – «Казак Мамай», казак он изображен с кобзой и конем. Изображение коня есть почти на всех картинах “Казак Мамай”, так как без коня невозможно представить казака ни в мирное, ни в военное время  А поет Мамай конечно о своем коне. 
Например песню  «Любо, братцы, любо». Сюжет близок этой песни к более древней песне «Чёрный ворон»: смертельно раненый в бою казак прощается с жизнью. Казачья песня “Любо,братцы, любо” звучит в исполнении Жанны Бичевской. 

Тепер можете посмотреть очень красивую композицию из казачьей песни “Любо,братцы, любо” в том же исполнении   и кадров из кинофильма “”Тихий Дон “, но не забудьте выключить плеер,если музыка еще идет.  И  после просмотра видео загляните в конец этого поста. Рай для лошадей!  

 
В забытом храме встану у порога И подойду тихонько к алтарю. Я так давно хочу спросить у Бога:

– Спаситель, есть ли лошади в Раю?


 Может быть лошадиный рай такой? 
 


 

А может быть кони превращаются в мудрых единорогов. И на Востоке, и на Западе единорог всегда указывал на духовный смысл вещей, на путь к трансцендентному, возвышенному, был символом совершенной чистоты.  Единорог – символ волшебства. Его магические силы также легендарны.

Его рог тверже самого прочного алмаза, он способен нейтрализовать яды. А слезы единорога могут исцелять как физические раны, так и горести сердца. В сочинениях средневековых христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения и Боговоплощения.

В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии. 

Источник: http://dedusenko.at.ua/publ/stat_96_i_ob_istorii_kazachestva/otnoshenie_kazakov_k_svoemu_konju/3-1-0-49

Ссылка на основную публикацию