Русский силач с добрым нравом: порода русских тяжеловозов — всё о домашней птице

Русский тяжеловоз — все о породе и много фоток

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов — абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра.

Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях.

Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах.

На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения.

Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы.

Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей.

А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества.

Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей.

В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз.

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.

Характер и повадки

Натура русского тяжеловоза проста — небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах.

Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график.

Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.

Разведение и содержание

Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет.

Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения.

После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.

Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.

Питание

Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади.

Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами.

Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.

Применение русских тяжеловозов

Последние годы русских тяжеловозов массово закупают частные фермеры, стремящиеся вести племенное развитие породы.

За счет высокой продуктивности кобыл этой породы, многие фермерства занимаются производством кумыса и редких сортов сыра.

В данном случае владельцы содержат большое количество кобылиц, которые за счет полноценного питания дают достойное потомство и проявляют заботу о своем выводке.

Многие конезаводы владеют лошадьми породы Русский тяжеловоз ради мяса, а также большого объема молока. Одна полноценная кобыла за год способна выдавать около 3 тонн молока во время лактации. Как показывает практика, такие показатели удоя демонстрируют все кобылы разных пород тяжеловозов.

Русский тяжеловоз идеально подходит для туристического бизнеса, так как эти лошади демонстрируют выносливость, добронравие и крепость. Лошади катают верхом на себе детей и взрослых без отдыха полдня, особенно после сладких угощений в качестве поощрений.

Интересные факты

  1. Русский тяжеловоз признан самым крупным тяжело-упряжным конем среди прочих своих собратьев.
  2. Самые ценные представители породы Русский тяжеловоз находятся в заводе Куединском в Пермской области, Вологодском заводе, а также на заводе Мстиславском, что в Белоруссии.

  3. Несмотря на то, что лошадь именуется русской, выведением ее занимались коневоды на территории Украины в том числе.
  4. Сегодня существуют два типа выведения русского тяжеловоза — уральский и украинский тип, от каждого идут дополнительные линии.

  5. Русский тяжеловоз активно принимает участие в улучшении других пород лошадей.

Фотогаллерея

Обычный русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз в зелени

Огромный Русский тяжеловоз

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.

Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов.

Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов.

Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок.

Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой.

К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума.

Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза.

И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Источник: http://MoyKon.ru/porodi/186-russkii-tiazhelovoz

Порода лошади Русский тяжеловоз: фото, история и описание

Рейтинг:1 974

Несмотря на своё название, порода лошади русский тяжеловоз имеет начало на Украине, что раньше было единым целым.

Мощные и мускулистые тяжелоупряжные лошади очень часто встречаются на территории всей России, начиная с Сибири до Кавказа, делая их самой популярной русской породой тяжеловозов, что совершенно не случайно.

Русский тяжеловоз, немного уступает некоторым другим породам тяжелоупряжных, но всё равно является отличным помощником и выносливым работником в сельском хозяйстве. Эти лошадки очень рано взрослеют и не боятся ни холода, ни жары. Русский тяжеловоз неприхотлив в еде и не требует за собой какого-нибудь особенного ухода, поэтому затрат на него практически не требуется.

Русская тяжелоупряжная порода лошадей (русский тяжеловоз)

Исторические факты

Прямыми предками породы русских тяжеловозов были арденские лошади, которых массово начали завозить в Россию в XVIII веке. Ардены или, как их ещё называют, бельгийские тяжеловозы, обладали непритязательной внешностью и непропорциональными частями тела, они отличались огромным запасом сил, неприхотливостью в содержании, кормёжке, уходе и трудолюбием.

В начале XIX столетия бельгийские тяжеловозы приобрели признание по всей территории Российской империи и стали плотно использоваться почти во всех видах хозяйств. Фермеры не препятствовали скрещиванию арденов, что привело к изменению породы.

У селекционеров очень популярно было скрещивать арденов и брабансоновских лошадей, что приводило к положительным результатам и изменениям в породе. После этого, русские тяжеловозы в начале XX века были признаны всемирной выставкой в Париже, где жеребец Каравай был удостоен высшей награды.

В то время отечественные тяжеловозы ещё не получили своего современного названия. Тогда их называли арденами из России.

Русский тяжеловоз

После революции, российские селекционеры ещё плотнее занялись усовершенствованием русских арденов, делая из них хороших и трудолюбивых работников, сильных, мощных, хорошо сложенных и неприхотливых. Такие лошадки должны были без устали трудиться на полях.

В начале 30-х годов прошлого столетия в хозяйствах появились новые тяжеловозы, которые практически полностью соответствовали всем требованиям сельскохозяйственных работ.

Единственным недостатком был катастрофически маленький рост, который сказывался на качестве труда лошадей.

Вскоре этот недостаток был исправлен и в 1950 году тяжеловозы официально получили название Русской тяжелоупряжной породы.

Порода лошади русский тяжеловоз это гордость отечественных селекционеров. Они некрупные, хорошо развиты физически. У этих лошадей пропорциональное тело, мощное и сильное тело, мускулистые ноги, с широкими и крепкими костями.

Источник: https://VseOKone.ru/russkaya-tyazheloupryazhnaya-poroda-loshadej-russkij-tyazhelovoz.html

Лошадь Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз – первая российская порода, которая изначально создавалась как тяжелоупряжная лошадь, а не из серии «так получилось». До тяжеловозов существовали упряжные лошади, которых в то время называли «ломовыми». Это были крупные и достаточно массивные животные, более близкие к универсальному типу. Такой была выведенная в XVIII веке Кузнецкая лошадь.

Читайте также:  Эдильбаевские овцы - наследие кочевых отар казахстана - всё о домашней птице

Но выведенная на основе аборигенного поголовья Западной Сибири крепкая рабочая лошадь не в полной мере отвечала требованиям к тяжеловозным породам. Это и послужило причиной ее исчезновения из-за смешивания с завезенными в XIX веке западными тяжеловозами.

История

Формирование же русского тяжеловоза проводилось на европейской части Российской империи. Началось оно во второй половине XIX века, когда в Россию начали поступать бельгийские универсальные лошади. Свое имя эти лошади получили по названию местности, в которой были выведены. Регион называется Арденнами и расположен на границе Бельгии и Франции.

Планомерно разводить Арденнов начали в заводе при Петровской (Тимирязевской) Сельхозакадемии. Арденны были очень неприхотливы и подвижны, но имели множество экстерьерных недостатков. Примерно в этом же время в Россию стали активно завозить и другие породы тяжелоупряжных лошадей из Европы.

После Петровской Сельхозакадемии заводы по разведению Арденнов были организованы в Малороссии и на юго-восточной границе империи.

В Малороссии с целью улучшить экстерьерные характеристики Арденнских лошадей их начали скрещивать с местными кобылами, приливая также кровь Брабансонов и Орловских рысаков.

На картине 1898 года лошадь породы Русский тяжеловоз показывает значительную долю орловской крови.

Тогда эти лошади еще не назывались Русскими тяжеловозами. Более того, сегодня любой специалист уверенно скажет, что на картине помесь Орловского рысака с какой-то тяжеловозной породой.

Причем не слишком удачная: короткая, но тонкая шея; слишком тонки для массивного туловища ноги; слабоватый для тяжеловоза круп с недостаточно развитыми мышцами. Это то, что было унаследовано от Орловского рысака – легкоупряжной скоростной породы.

А вот крупная грудная клетка и прямая лопатка указывают на шаговую Арденнскую породу тяжеловозов.

В 1900 году выводимая в Российской империи порода тяжеловозов была впервые представлена на Парижской выставке.

Развитию новой тяжеловозной породы воспрепятствовала Первая мировая война и последовавшие за ней Великая Октябрьская революция и Гражданская война. Эти невзгоды практически уничтожили зарождавшуюся русскую тяжеловозную лошадь.

В 1924 году удалось найти лишь 92 жеребца. Хотя будущим русским тяжеловозам повезло больше. От Стрелецкой породы осталось лишь 6 голов, из которых лишь 2 были жеребцами.

Источник: http://fermilon.ru/hozyajstvo/zhivotnovodstvo/loshad-russkij-tyazhelovoz.html

Русский тяжеловоз: племенная работа

О племенной работе с русским тяжеловозом

Русская тяжеловозная порода лошадей получена в результате систематического подбора и отбора низкорослых, но массивных жеребцов и кобыл арденской породы.

Русскому тяжеловозу присущи мелкий рост (от 142 до 150 см), массивный, длинный, глубокий и широкий корпус с обхватом груди 185—205 см, короткие, сухие конечности с удовлетворительным развитием костяка, породная голова средних размеров, короткая, массивная шея.

При хорошем развитии корпуса и достаточно гармоничном телосложении у лошадей этой породы часто встречаются присущие выводным предкам экстерьерные недостатки. Основные из них — мягкая спина, короткий, свислый круп, запавшее запястье, саблистость.

Кобыла Боевая, русский тяжеловоз

Жеребец Колодник, русский тяжеловоз

К ценным хозяйственно полезным признакам этой породы следует отнести подвижность, длинный продуктивный шаг и свободную рысь, неприхотливость к кормам и способность держать тело при удовлетворительном кормлении, добронравность, достаточную силу, в соответствии с типом лошади, высокую плодовитость, выносливость и приспособленность к различным климатическим и хозяйственным условиям.

Величина максимальной силы тяги у русского тяжеловоза значительно меньше, чем у других сравниваемых пород, причем она меньше не только в абсолютном выражении, но и по отношению к живому весу.

По данным Института коневодства, полученным в 1951 г., рекорды максимальной грузоподъемности повышаются по мере повышения кровности русского тяжеловоза.

Согласно этим данным, чистопородные русские тяжеловозы установили максимальное тяговое усилие 314 кг, а помеси первого поколения 185 кг, помеси же второго поколения — 232,5 кг.

Характеристика хозяйственно полезных качеств русского тяжеловоза и анализ его происхождения показывают, что эта порода отличается по своим качествам как от выводных арденов, так и от других тяжеловозных пород. Новый тип русского тяжеловоза отвечает современным требованиям многих краев, областей и республик РФ, в связи с чем и получил широкое распространение.

Определяя направление и методы племенной работы с русским тяжеловозом, необходимо повышать с каждым годом требования к качеству рабочих лошадей колхозов и совхозов различных зон СССР, в том числе и зон распространения русского тяжеловоза.

Анализ истории племенной работы в прошлом показывает, что длительный, систематический отбор и широкое использование в качестве заводских производителей низкорослых жеребцов и применение инбридинга приводило к закреплению и стойкой передаче по наследству мелкого роста.

Вообще заводские жеребцы-производители и родоначальники линий с ростом 150 см и выше встречаются редко.

Например, родоначальник одной из современных линий жеребец Ларчик при недостаточном росте — 139 см имел хорошую косую длину— 154 см и обхват груди 193 см, но обхват пясти только 20 см. Такое же несоответствие в промерах можно наблюдать и у других представителей линий, например, у жеребца Караула — 143—155—187—20 см.

Мелкие производители не могут поднять рост местных лошадей даже в зонах первичного улучшения.

Повышения роста можно добиться двояким путем. Первый наиболее быстрый и простой путь, это прилитие крови советского тяжеловоза. Однако к этому способу надо прибегать лишь в крайних случаях, при недостатке хороших заводских жеребцов-производителей.

Поднимая рост русского тяжеловоза, нельзя допустить утраты сложившегося его желательного типа. Опыт работы ряда конных заводов показывает, что когда поднимают рост без учета необходимости сохранения сложившегося в этой породе типа, получают хотя и более крупных, но нетипичных для породы лошадей.

Скрещивание с советским тяжеловозом может повести к утрате ряда породных особенностей русского тяжеловоза и превратить его в мелкого советского тяжеловоза

Поэтому основным методом дальнейшей племенной работы с русским тяжеловозом следует признать улучшение в себе, за счет отбора более крупных, но типичных жеребцов и кобыл. При таком отборе и правильном подборе необходимо одновременно обеспечить хорошие условия кормления, ухода и содержания производящего состава — кобыл, жеребцов и молодняка всех возрастных групп.

Особое внимание должно быть обращено на повышение рабочих качеств: увеличение грузоподъемности, выносливости, скорости движения шагом и рысью.

В данное время, когда племенной состав конзаводов, как правило, используется на различных работах в хозяйстве, выявление работоспособности упростилось, нужно только вести учет выполнения работы каждой лошадью и ее состояния в смысле упитанности, работоспособности и доброезжести. Весь племенной молодняк должен проходить тренинг и испытания.

Данные о работоспособности надо вносить в заводские и племенные книги, где указывать не только рекорды, полученные при официальных испытаниях, но и данные о рабочих качествах при использовании в хозяйстве в старшем возрасте.

Необходимо также вести работу по повышению скороспелости русского тяжеловоза, чего можно добиться путем отбора по этому хозяйственно полезному признаку хорошим кормлением и выращиванием молодняка.

Уровень кормления должен быть обеспечен согласно нормам, рекомендованным научно-исследовательским институтом коневодства.

Наряду с обеспечением лошадей в стойловый период хорошим сеном из бобовых и злаковых трав, в рацион должны входить доброкачественные концентрированные корма в виде овса, отрубей, жмыха, а также сочные корма в виде моркови, турнепса и кормовой свеклы. В летний период производящий состав в свободное от работы время должен пользоваться пастбищем с богатым травостоем и получать подкормку концентратами.

Рекомендуемые нормы кормления предусматривают обеспечение всеми основными питательными веществами согласно живому весу, возрасту, сезону и физиологическому состоянию лошадей.

При работе на жеребых кобылах норма кормления должна быть увеличена не менее чем на 30% против рекомендуемых размеров для соответствующей неработающей группы тяжеловозов.

Низкий уровень кормления не обеспечивает хорошего развития молодняка, всвязи с чем снижается его качество, а отсюда понижается цена при реализации. Экономически выгоднее при полноценном кормлении и рациональном содержании выращивать молодняк класса элиты и первого, чем при скудном кормлении выращивать продукцию, отвечающую требованиям второго класса.

Жеребцы-производители в неслучной сезон при хорошем полноценном кормлении также могут быть использованы на внутрихозяйственных работах.

В случной сезон жеребцам нужно ежедневно предоставлять умеренный

моцион путем проездки в упряжи или выпуска в леваду.

Молодняк в летний период должен пользоваться пастбищным содержанием, а в зимний период его необходимо выпускать на длительные прогулки в леваду и проводить групповой тренинг всем табуном в степь по определенному маршруту на протяжении 1,5—2 часов на расстояние 8—10 км.

Заездку, выездку и тренинг молодняка нужно производить согласно наставлению научно-исследовательского института коневодства с учетом возможности использования молодых лошадей на внутрихозяйственных работах. Производимые на молодняке работы нужно обязательно учитывать и оценивать качество их выполнения.
А. Яковлев, профессор

Источник: https://www.ya-fermer.ru/russkiy-tyazhelovoz-plemennaya-rabota

Рабочие лошадки — Советский и Русский тяжеловозы

Происхождение  Урал
Масть  Чаще рыжая и рыже — чалая
Рост в холке  от 146 до 150 см
Экстерьер  Удлиненный корпус, коротковатые ноги,
Использование  В сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом

Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.

Происхождение

Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались — Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы.

Также неоднократно приливались крови Орловских рысаков, Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов.

Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.

Внешний вид

Высота в холке составляет от 146 до 150 см. Корпус лошади весьма удлинен, однако, ноги слегка коротковаты, зато отличаются крепостью. Голова довольно небольших размеров, но широкая, а шея отличается мускулистостью. Окрас шерсти такого скакуна в основном рыжий или рыже — чалый. Иногда, очень редко, встречается вороная и гнедая масть.

Характер

Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.

Особенности содержания

Советский тяжеловоз

Происхождение  Территория бывшего СССР
Масть  Разнообразная, чаще рыжая и чалая
Рост в холке  165-170 см
Экстерьер  Массивный корпус, голова, шея и ноги, раздвоенный круп
Использование  В сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом

Основная особенность Советских тяжеловозов – способность перевозить очень тяжелые грузы в несколько тонн. Являются гордостью России и пользуются огромной популярностью в странах Европы. Несмотря на суховатое строение корпуса, они обладают огромной силой и могут запросто переносить непогоду.

Происхождение

Советские тяжеловозы были выведены в Советском Союзе. Они являются прямыми потомками знаменитых битюгов. Селекционные работы проводились на базе пород лошадей, которых привезли из-за границы – Брабансоны.

Читайте также:  Обзор эффективных препаратов для лечения голубей - всё о домашней птице

Путем длительных селекционных работ коневоды вывели достаточно умного и неприхотливого скакуна.

В отличие от Брабансонских коней, Советский тяжеловоз не требует особых условий содержания и не отказывается от простой пищи.

Появились в России в конце 19 века. Примерно в тридцатых годах 20 века этот вид начали усовершенствовать. Полностью же порода утвердилась только в 1952 году.

Внешний вид

В среднем высота в холке составляет от 165 см до 170 см. Вес составляет от 700 до 1000 кг. Первое, что сразу же привлекает внимание – это шея, голова и грудь, которые отличаются массивностью.

А благодаря тому, что спина довольно мягкая, на нем можно ездить верхом. Как и у всех тяжеловозов, особенностью является поясница, которая имеет раздвоенный круп, что позволяет лошади возить весьма тяжелый груз за собой.

Ноги у Советских тяжеловозов отличаются массивностью и крепостью.

Окрас шерсти может быть разнообразным. Однако, наиболее часто встречаются рыжий цветовой окрас и чалый. Советский тяжеловоз имеет достаточно пышную гриву и хвост.

Характер

Советский тяжеловоз отличается достаточно энергичным характером. Они очень эмоциональны, но движения их горды и грациозны. Легко идут на контакт с людьми.

Особенности содержания

Так же, как и Русские тяжеловозы, Советский тяжеловоз не требует огромных апартаментов для жизни. Достаточно сделать вольер под открытым небом.

Однако, этот вольер подходит для провождения времени днем и в теплое время года. В любом случае необходима конюшня с достаточным количеством пространства.

Они совсем неприхотливы к питанию и не требуют дорогих кормов. Легко переносят морозы и дожди.

Фотогалерея

Запрос вернул пустой результат.

Видео «Как выглядит благородный скакун в реальности»

В данном видео можно увидеть Советского тяжеловоза и его манеры.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Источник: https://kykarek.com/loshadi/porody-i-masti/sovetskij-i-russkij-tyazhelovozy-29505/

Русский тяжеловоз

О нас » Другое » Породы лошадей от А до Я » Русский тяжеловоз

Породы лошадей

Русский тяжеловоз (Russian Heavy Draft) – идеальный помощник крестьянина. Он удобен во многих отношениях: неприхотлив, скороспел, обладает большой выносливостью и способен перевозить массивные грузы на дальние расстояния.

Эта порода возникла путем скрещивания различных пород упряжных лошадей и лошадей из Бельгии – Арденов (Ardennes), завоз которых в Россию начался чуть больше века назад. Правда, если сравнить внешность Ардена и Русского тяжеловоза, то сложно поверить, что бельгийские лошади действительно приходятся русскому тяжеловозу предками.

Дело в том, что Русский тяжеловоз – лошадь ладная, с гармоничными пропорциями. Ардены же не отличались идеальным телосложением и имели массу экстерьерных недостатков. Тем не менее, у них были и плюсы: большая подвижность и неприхотливость. «Русский арден» — это название Русского тяжеловоза иногда встречается до сих пор.

Однако это не совсем верно, ведь работа по улучшению породы на этом не закончилась. Все дело в том, что полученные «Русские ардены» были слишком маленького роста и не всегда подходили для тяжелой сельскохозяйственной работы. Это были как бы «пони-тяжеловозы» — в общем сильные, но все же слишком маленькие, с высотой в холке 135-143 см.

Позже были приняты меры по укрупнению, и в породу влилась кровь лошадей подходящего типа и при этом большого роста. Наконец в 1952 г. была официально признана новая порода, названная Русской тяжеловозной.

Несмотря на предпринятые усилия, рост не относится к главным достоинствам этой лошади: она сравнительно небольшая. Но поговорка «мал, да удал» подходит для этого случая как нельзя лучше. Порой в небольшом хозяйстве такой рост лошади – это больше плюс, чем минус. Русскому тяжеловозу надо меньше корма, да и «развернуться» на сравнительно небольшом участке ему бывает легче.

Тяжеловоз всегда считался недорогой лошадью, хотя ученые высчитали, что по энергии и производительности эта порода не уступает небольшому трактору. Многие отдают предпочтение именно в пользу лошадей этой породы, отказываясь от использования техники. Лошадь более экономична. Для небольших перевозок, работы на ферме отлично подойдет Русский тяжеловоз.

Да и дорогостоящего топлива ему не нужно. Русские тяжеловозы обычно невысокие, мускулистые, у них густые хвосты и гривы, ноги — обросшие. Как уже сказано, эта порода знаменита тягловыми качествами: благодаря своим коротким ногам, тяжеловозы эффективны при перевозке грузов. Шея у этих лошадей толстая, мускулистая. Характер спокойный, покорный, ласковый.

Помимо «прямых обязанностей» тяжеловозы с удовольствием катают на себе детей. Они энергичны, отличаются живостью и хорошо подходят для работы на неровном месте, что для сельского хозяйства – еще один плюс. Также было уже отмечено про неприхотливость русского тяжеловоза — это настоящая крестьянская лошадь – выносливая и терпеливая.

Преобладающие масти: рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и бурая, порой могут встречаться вороные лошади.

Вступайте в нашу группу вКонтакте. Мы размещаем новости редко и по делу, а ещё они все интересные и с красивыми фотографиями. 🙂

Источник: http://WesternHorse.ru/russkij-tjazhelovoz

Русский тяжеловоз

Порода относится к известной группе небольших тяжеловозов. Русский тяжеловоз отлично зарекомендовал себя на сельскохозяйственных работах. Крестьяне охотно разводили эту породу, как помощников, кормильцев. Обладает отличными мясными свойствами и отменной молочной продуктивностью. Значит, тяжеловозов с успехом можно использовать в продуктивном коневодстве.

Происхождение породы

Целью, поставленной перед селекторами, считалась необходимость выведения сильной породы лошадей, которая способна восполнить пробел сельского хозяйства. В то, недалекое время, жители деревень нуждались в выносливой рабочей лошадке, которая еще и будет неприхотлива в еде. У ученых это получилось. Они создали животное, подходящее под запросы того общества.

Путем сложных манипуляций (скрещивания разных коней), ученым Петровской академии удалось вывести столь эффектную породу. Во время войн (Первая мировая, Вторая), численность чистокровных особей резко сократилась. После победы над фашистами удалось восстановить популяцию. Соответственно, в 1952 году данная порода получила свое название – Русский тяжеловоз.

Экстерьер

У поголовья линий: Караула с Рубиконом, Ларчика и Поденщика было гармоничное сложение, отличный экстерьер. Они выделяются прекрасным телосложением среди соплеменников, но вот рост в холке от 135 до 143 см — маловат.

Отбирали более крупных племенных жеребцов с кобылами. Русский тяжеловоз — единственная русская порода, где поголовье не такое крупное, как у других тяжеловозов. Селекционная работа активно продолжается. С годами племенной работы в среднем, в холке они выросли от 146 до 148 см. Пясть стала меньше, чем у арденов от 20 до 21 см.

Промеры у жеребцов такие: 153,4 (высота), 166,8-205,2 (длина), 22,4 (обхват пясти). Жеребцы весили от 600 до 700 кг.У кобыл немного другие промеры: 150,9 (высота), от 161,6 до 193,5 (длина), 21,2 — обхват пясти. Кобылы имели вес от 580 до 650 кг.

Порода лошадей русский тяжеловоз получила и закрепила туловище несколько удлинённое. У лошадей глубокая, бочкообразная грудная клетка. Ноги красивые сухие, очень крепкие, но несколько коротковаты.

Голова широкая, небольшая с красивым мощным лбом. Шея мускулистая, довольно длинная, с красивым изгибом. Холка у особей широкая. Спина у некоторых жеребцов и кобыл мягковата с небольшим прогибом, но длинная.

Круп с поясницей у животных — широкие.

Иногда круп встречается несколько раздвоенный, свислый. Хвосты с гривами у лошадей русских тяжеловозов красиво струятся на ветру и довольно длинные, что можно рассмотреть на фото. Конь у заводчиков вышел некрупным, но очень живым, энергичным.

Особенно импонировал он людям добронравием, спокойствием. Его легко содержать, так как неприхотлив в пище. За ним, даже начинающему коневоду, просто ухаживать. На широкой спине может прокатиться, как начинающий всадник, так старик или ребёнок.

Такой добряк никого не обидит, всех прокатит с ветерком.

Русский тяжеловоз чаще всего по масти: рыже-чалый или рыжий, реже можно увидеть гнедого, вороного либо гнедого с чалым или серого.

Все представители породы очень работоспособные, долго живут, дают крепких жеребят, приспосабливаются к любым условиям содержания.

Русскую тяжеловозную породу лошадей содержат, как в регионах, где жарко, так и в холодной местности. Главное, отлично заботиться о питомце, он ответит вам добротой, преданностью.

Отличительные особенности породы

Почему такие лошади подходят для сельского хозяйства? Все это стало возможным из-за особенностей породы:

  • Неприхотливость к еде;
  • Подвижность;
  • Неприхотливость к условиям содержания.

Тяжеловозы славятся неприхотливостью к кормовой базе, долговечностью и высокой производительностью. Последний показатель напрямую связан с молочной продуктивностью.

В свое время женская половина лошадей славится высокой молочной продуктивностью. Она дает ценное молоко, из которого, впоследствии, производится редкий и дорогой сырный продукт.

Ведь, повышенная молочность является результатом генетических изменений лошадей. Это произошло для того, чтобы прокормить жеребенка, который появляется на свет не малых размеров и растет «как на дрожжах».

Благодаря хорошей молочной продуктивности, такая порода широко используется в коневодстве.

Отличительные особенности представителей:

  • широкий лоб;
  • легкая голова среднего размера;
  • мускулистая, короткая шея;
  • широкая холка;
  • длинная спина;
  • ровная поясница: крепкие недлинные ноги;
  • наличие длинных волос на конечностях;
  • сухое телосложение;
  • шикарная и густая грива.

Русский тяжеловоз обладает эффектной внешностью Благодаря конституции их тела и основным качествам, в сельском хозяйстве используются не только взрослые особи, но и те, кто еще не достиг половозрелости.

Показатель скороспелости выделяет тяжеловозов в группу лошадей, способных достигать размеров взрослых особей в кротчайшие сроки, что позволяет использовать такое создание по максимуму в ранние периоды жизни.

Так известно, что уже в полуторагодовалом возрасте высота жеребца варьируется в пяти процентах от аналогичного показателя взрослого самца, а к трем годам скакун достигает необходимых параметров и прекращает рост.

По данным ученых, среднестатистическая особь мужского пола весит примерно 600-700 килограмм, а вот кобыла – чуть больше 500 килограмм. Учитывая особенности телосложения лошадей, можно смело заявить, что работать в упряжке такая порода будет и это не составит для нее особого труда.

Источник: http://selok.info/zhivotnovodstvo/loshadi/russkij-tyazhelovoz/

Мал, да удал.Русские тяжеловозы — Порода

Этих мощных чудо-работяг можно встретить на огромных пространствах от южной Сибири до предгорий Кавказа. Русский тяжеловоз — самая многочисленная и распространенная тяжелоупряжная порода в нашей стране.

И такая популярность не случайна — ведь русский тяжеловоз не только обладает лучшими качествами рабочей лошади, но и неприхотлив, удобен в содержании, скороспел.

Пусть он уступает в размерах и мощи другим тяжеловозным породам — зато это идеальный помощник для крестьянина.

С арденнских гор – на русские равнины

Происходит эта порода от мелких тяжеловозных лошадей из горной части Бельгии – арденов, которых начали завозить в Россию около полутора веков назад. Правда, глядя на «тогдашние» фотографии этих лошадей, трудно поверить, что у них есть что-то общее с современными представителями русской тяжеловозной породы.

Ардены в большинстве своем имели дисгармоничное сложение и множество экстерьерных недостатков, им было далеко до идеальной тяжеловозной лошади. Но одновременно они обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания.

Читайте также:  Голуби - крылатые почтальоны - всё о домашней птице

Ардены стали быстро распространяться по России, и к 1904 году их уже разводили 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и множество небольших частных конных заводов.

Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали с кобылами других упряжных пород, преимущественно брабансонами.

Под действием отбора экстерьер арденов в России заметно улучшился. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже они обратили на себя всеобщее внимание как совершенно своеобразная породная группа рабочих лошадей. Бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай (1887 г. р.

) получил тогда золотую медаль. Этих лошадей стали называть «русские ардены», и это значило нечто большее, чем «ардены из России».

К этому времени старая арденнская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать – она была поглощена крупной бельгийской рабочей лошадью.

После революции с остатками русских арденов, переживших лихолетье гражданской войны, началась планомерная племенная работа. Была поставлена цель вывести некрупную, но экономичную сельскохозяйственную лошадь, в которой хорошая работоспособность и гармоничность сложения сочетались бы с неприхотливостью к условиям содержания и кормления.

https://www.youtube.com/watch?v=HE3_-smvOoI

Уже в 30-е годы в породе были заложены основные линии – Караула, Ларчика, Рубикона, Поденщика. Был создан большой массив племенных лошадей, в котором культивировался гармоничный, правильный экстерьер. Правда, русские ардены имели один, но очень существенный недостаток – слишком мелкий рост, что отрицательно отражалось на их рабочих качествах.

Значительная часть лошадей того времени представляла собой как бы «пони-тяжеловозиков» с высотой в холке 135-143 см.

Разве могла такая лошадь быть достаточно сильной, чтобы хорошо работать в сельском хозяйстве и на транспорте? Необходимо было принять меры по укрупнению породы – что и было сделано при помощи широкого использования в воспроизводстве лошадей, отличавшихся не только желательным типом, но и достаточно большим ростом.

Целенаправленная племенная работа дала замечательные результаты. К 1952 году появилась возможность зафиксировать создание новой отечественной породы, которую предложили назвать русской тяжеловозной.

Слагаемые успеха

Современные представители этой породы почти полностью отвечают всем требованиям к лошадям тяжелоупряжного типа.

Правильный экстерьер, сухость и крепость конституции, великолепная работоспособность и целый спектр достоинств, делающих русского тяжеловоза очень удобным в работе и содержании, – все эти замечательные качества есть результат долгой и упорной целенаправленной работы и тесного взаимодействия коневодов-практиков с учеными-селекционерами. Очень важная роль в этой работе принадлежит Всесоюзному (ныне Всероссийскому) научно-исследовательскому институту коневодства. Новая порода попала под пристальное внимание специалистов ВНИИКа почти с первых лет деятельности института, организованного в 30-х годах прошлого века. Начиная с 50-х годов, здесь регулярно составляются планы селекционно-племенной работы с породой, без которых совершенствование русских тяжеловозов, несомненно, не было бы столь эффективным. Здесь же были разработаны рекомендации по технологии выращивания молодняка.

Исключительное значение в деле совершенствования породы имела разработанная учеными института система тренинга и испытаний тяжеловозных лошадей.

Кстати, регулярные заводские испытания – одно из главных отличий в организации племенной работы с тяжеловозами в нашей стране от практики, принятой на Западе.

И именно эти испытания, которые охватывали большую часть племенного молодняка, давали возможность формировать рабочие качества, которые требуются от тяжеловозов при их использовании в сельскохозяйственном производстве – хорошую подвижность, силу и выносливость.

Испытания обеспечили быстрый прогресс породы и позволили выделить группу лошадей с выдающимися рабочими качествами, послужившую впоследствии основой для создания новой ценной линии Лазутчика, представители которой сочетают в себе повышенную работоспособность с оптимальным ростом, гармоничностью сложения и хорошим экстерьером.

Основной метод племенной работы с русским тяжеловозом – разведение «в чистоте» по линиям. Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий – рыжего Караула (1909 г.р.) и рыжего в седине Ларчика (1918 г.р.

), причем лидирующая роль принадлежала Караулу и его потомкам. Дальнейшее совершенствование породы сопровождалось выведением новых прогрессивных линий. Так, в 70-х годах «из недр» линии Караула вышла линия Лазутчика, а в потомстве Ларчика сформировалась линия Коварного.

С появлением спроса на более крупного тяжеловоза были выведены новые линии Градуса (оформлена в 1994 году) из линии Лазутчика и Свиста (оформлена в 1990 году) из линии Капитэна, которые представляют собой новый укрупненный тип русского тяжеловоза с ростом от 155 см и выше.

Наиболее ценное поголовье лошадей русской тяжеловозной породы находится в России, в Куединском (Пермская область) и Вологодском конных заводах. В заводском составе Куединского конного завода числится около ста кобыл, в Вологодском – около пятидесяти.

На эти плечи можно положиться

Подсчитано, что современный русский тяжеловоз по производительности не уступает небольшому трактору, а по экономичности значительно превосходит его. На таких работах, как внутрихозяйственные перевозки на небольшие расстояния, обработка мелкоконтурных участков земли, обслуживание животноводческих ферм и т.п.

, гораздо выгоднее и дешевле использовать конную силу. Ведь лошади не требуются дорогие горюче-смазочные материалы – «топливо» для этого «живого двигателя» буквально под ногами растет.

И что важно, этот «двигатель» экологически чистый, его рациональное использование будет способствовать восстановлению плодородия почв и улучшению экологической обстановки в целом.

В небольшом хозяйстве сравнительно некрупный рост русского тяжеловоза – это даже плюс. Надо меньше корма, к тому же более крупному коню было бы сложнее работать на неудобьях, где и развернуться-то особо негде. А между тем по силе, грузоподъемности и выносливости русский тяжеловоз немного уступает более крупным породам.

И если добавить к этому его подвижность, производительные движения на шагу и рыси и способность развивать достаточную большую скорость с грузом, то станет ясно, что «малыш» весьма конкурентоспособен среди рабочих пород и где-то даже может обойти их.

О возможностях русского тяжеловоза говорят рекорды, установленные на испытаниях рабочих качеств: дистанция 2 км с силой тяги 50 кг (вес воза примерно 1,5 тонны) преодолена рысью за 5 мин 20,3 с; шагом то же расстояние, но с утроенной силой тяги (150 кг или 4,5 тонны) пройдено за 13 минут ровно; в испытаниях на тяговую выносливость с силой тяги 300 кг, что равносильно девятитонному возу, пройдено 1091,6 метра. А максимальная сила тяги вообще поражает воображение – 869,5 кг тягового усилия, или около 26 тонн груза!

Одно из ценнейших свойств русского тяжеловоза, унаследованное от далеких предков арденов, – его удивительная неприхотливость. Русские тяжеловозы хорошо адаптируются в любых климатических условиях, в горах и на равнине.

Они нетребовательны к корму и в отсутствие сена и концентратов какое-то время могут обходиться одной соломой.

Они даже могут тебеневать, как лошади аборигенных пород: так русские тяжеловозы успешно переживали зиму в Торейском конном заводе в Бурятии.

Кроме того, русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на сто кобыл в конных заводах составляет 80-85%, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90%. Племенное использование многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста.

Русских тяжеловозов широко используют в регионах с развитым мясным коневодством для улучшения продуктивных качеств местных лошадей. Хорошие результаты скрещиваний были получены в степях Бурятии и Казахстана, а в республике Алтай русские тяжеловозы участвовали в выведении новоалтайской породы.

Кобылы отличаются высокой молочностью, в пересчете на свой небольшой по тяжеловозным меркам вес они дают даже больше молока, чем абсолютные рекордисты по максимальным надоям – крупные тяжеловозы.

Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства от русских тяжеловозных кобыл за полную лактацию (236 дней) в среднем получено по 2782 л молока, а максимальную продуктивность показала кобыла Лукошка – 4870 л за 305 дней лактации.

Кстати, в последние годы вокруг больших российских городов создаются кумысные фермы, которые комплектуются в основном лошадьми тяжеловозных пород. А ведь кобылье молоко – это не только кумыс, но и отличный продукт для детского питания: в качестве заменителя материнского молока оно гораздо лучше коровьего.

Однако и на этом сферы применения для русского тяжеловоза не исчерпываются. Некрупный, энергичный, но спокойный и добронравный, и в то же время недорогой и неприхотливый – чем не конь для туризма! На широкую спину такого добряка можно посадить и неопытного всадника, и старика, и ребенка.

Правила выживания

В последние десятилетия для тяжеловозного коннозаводства наступили трудные времена. И почти все проблемы возникли из-за сложившейся в стране экономической ситуации.

Тяжеловоз всегда был недорогой лошадью. Раньше, «при социализме», высокую рентабельность разведения тяжеловозов обеспечивало планирование развития отрасли, производства и сбыта продукции конными заводами.

Сегодня ситуация в корне изменилась – конные заводы, разводящие тяжеловозов, терпят убытки.

В хозяйствах сильно ухудшилась материально-техническая база, что повлекло за собой сокращение численности племенного поголовья, нарушения технологии выращивания лошадей, особенно по уровню кормления из-за недостатка кормов или их невысокого качества, сильное снижение уровня воспроизводства.

Если раньше лошадей русской тяжеловозной породы разводили в пяти специализированных конных заводах и 22 отделениях заводов, где содержалось более тысячи маток, то в настоящее время численность поголовья сократилась в 3,5 раза. Из-за низкой оплаты труда очень остро стоит кадровый вопрос.

Но, несмотря на все это, мы все еще обладаем ценным генофондом русской тяжеловозной породы – этого уникального достижения отечественной селекции. Конечно, конные заводы пытаются приспосабливаться к новым условиям существования, обеспечивать хотя бы необходимый минимум условий для выращивания лошадей.

Однако для дальнейшего существования и развития породы необходима серьезная поддержка отрасли. И непременное условие – сохранение системы селекционных мероприятий: централизованного племенного учета, издания государственных племенных книг, централизованного планирования работы с породой.

Только при совместных усилиях практиков и ученых можно рассчитывать на то, что тяжеловозное коннозаводство не только сохранится, но и займет достойное место в современном мире.

Ольга МИЛЬКО, доктор с/х наук,

Ирина СОРОКИНА, доктор с/х наук

Фото Натальи Костиковой

Новая породная группа сильно отличалась от своих бельгийских предков. Этих лошадей называли «русскими арденами», и это значило нечто большее, чем «ардены из России».

Русский тяжеловоз — единственная отечественная порода некрупных тяжеловозов. Современные ее представители — это лошади среднего роста, с выраженным упряжным типом телосложения, длинным и массивным корпусом, на крепких и костистых ногах. Средние промеры жеребцов 153,4-166,8-22,4 см, кобыл — 150,0-161,6-21,2 см, живая масса около 580-700 кг.

Для русского тяжеловоза характерны сухая, легкая широколобая голова, красиво изогнутая и достаточно длинная мускулистая шея, широкая холка, длинная, иногда мягковатая спина, ровная и мускулистая поясница, широкий, раздвоенный, немного свислый круп.

Грудная клетка бочкообразная, ноги недлинные, сухие и крепкие, задние нередко немного саблистые. Оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые и длинные. Преобладающие масти рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и бурая, иногда встречаются вороные лошади.

Источник: http://www.horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=540

Ссылка на основную публикацию