Птички


Белые лебеди – символ чистоты – всё о домашней птице

Когда и как лебеди выводят своих птенцов: особенности содержания маленьких лебедей – АгрономWiki

Белые лебеди - символ чистоты - всё о домашней птице

Белый лебедь – это верх грации, царской величественности и красоты. Птицей восхищались и почитали во все времена, о ней слагали песни и стихи, сказки и легенды. Сегодня это символ духовной чистоты, непорочности и супружеской верности.

В статье мы расскажем, из каких краев к нам прибыл длинношеий красавец, чем он выделяется внешне и расскажем о его продуктивных качествах.

Мы поведаем несколько интересных фактов о лебедях, дадим советы начинающим птицеводам, а также вы сможете найти полезные видео уроки и полюбоваться фото.

Белый лебедь или Лебедь-кликун издавна покоряет человечество своей красотой и грацией. Эта птица относится к евразийским.

Впервые получила распространение в конце 19 века, затем представители породы были завезены в Викторию (столица Британской Колумбии) в 1930-х годах, где лебедь стал украшением городских водоемов и парков.

Сегодня он распространен в дикой природе и искусственных хозяйствах Северного полушария, в том числе и в России.

Внешний вид

Белый лебедь (литературное название – Лебедь-кликун) относится к самым крупным водоплавающим птицам, отличаясь как внешней габаритностью, так и весовыми показателями — птица вырастает до 10-13 кг.

Туловище вытянутое, длинное — 150-170 см. Шея также длинная, тонкая и изящная, прямостоячей посадки. Крылья сильные, размах около 2 метров, лапы короткие, посажены назад, темного оттенка.

Клюв серый или желто-черный.

Белый лебедь характеризуется белоснежным царским окрасом пера и большим количеством такого же пуха. Однако, такой цвет достигается не сразу, рождаются птенцы серого окраса (птенца вы можете увидеть на фото).

Белоснежными они становятся только на третий год жизни. Их красоту и грацию превосходно передает фото ниже.

Несмотря на внешнюю интеллигентность и незащищенность, птица подвижная, и если ее разозлить, может начать шипеть, издавать своеобразные «клики» и даже нанести сильные удары крылом.

Продуктивные качества

Выращивают Белых лебедей в основном как декоративную птицу, с целью украшения парков, водоемов, зоопарков. На их разведении можно строить бизнес, так как маленьких птенцов сложно отыскать и нужно заплатить немалые деньги, чтобы радовать глаз прекрасной птицей.

Самка откладывает всего 3-7 яиц чисто белого или желтоватого цвета, поэтому разведение белоснежных красавцев — кропотливый труд. С целью получения мяса их выращивают крайне редко, однако, следует сказать, что они могут давать много очень вкусного и нежного мяса.

Также высоко ценится лебяжье перо, которое используют как утеплитель, наполнитель подушек и одеял, материал для отделки одежды.

Интересные факты о Белых лебедях

Белый лебедь – птица, которая вызывает восхищение не только своим внешним видом, но и некоторыми особенностями поведения. О них слагают легенды, а в некоторых случаях ставят в пример даже людям. Далее мы поведаем о нескольких интересных и неординарных фактах и продемонстрируем их занимательными фото и видео примерами.

О верности

У многих народов Белый лебедь олицетворяет лучшие человеческие качества: мудрость, духовная чистота и преданность. Поражает тот факт, что птицы верны друг другу, поэтому выбирают себе пару один раз и на всю жизнь.

Самец и самка вместе выращивают потомство, вместе переживают все горести и опасности, а в случае смерти одного из супругов уже никогда не заводят новую пару. В нашем мире они стали символом настоящей любви и верности.

В следующем видео вы сможете полюбоваться романтичным брачным танцем лебедей, который передает их трепетность и нежность друг к другу, а шеи птиц формируют образ «сердца».

О перьях

Как мы уже говорили, лебеди густо покрыты пером. Однако вряд ли вы знаете, что их количество около 25 тыс. штук! Они являются чемпионами в этой номинации, но при первой же линьке сбрасывают так много оперения, что временно теряют способность летать.

в домашних условиях

Для разведения лебедей дома необходимо иметь немаленький водоем, который бы не замерзал в зимний период. Также соорудите маленькие постройки или навесы с сеном или соломой, куда бы птицы на время могли выйти из воды. Ночевать они будут, скорее всего, также в воде.

Лебедь неприхотлив в еде, его рацион мало чем отличается от гусиного. Птицы достают ил со дна водоема, водоросли, щипают траву. Также им следует давать комбикорм с ценными микроэлементами и витаминами.

 После зимней линьки очень важно не пропустить момент, когда вырастет новое перо, но птица еще не встанет на крыло.

В этот момент необходимо подрезать маховые перья первого ряда, чтобы ваши красавцы не улетели.

Фотогалерея

Фото 1. Красивый белый кликун на воде Фото 2. Самка с лебедятами Фото 3. Кликуны на море Фото 4. Летящий лебедь

 «Лебеди с малышами на пруду»

В этом видео вы сможете наблюдать повадки лебединой семьи на пруду.

Источник: https://agronomwiki.ru/kogda-i-kak-lebedi-vyvodyat-svoix-ptencov-osobennosti-soderzhaniya-malenkix-lebedej.html

Что символизирует лебедь. Значения символа в истории и современности

Отношение к белым лебедям у многих народов особенное. Птицу почитают, наделяют мистическими способностями, связывают с духами стихий и душами умерших предков. Особое внимание уделяется белоснежным птицам и в современных сонниках. А в некоторых странах они являются даже национальным символом.

Лебедь в легендах и мифах

Со времен глубокой древности лебедь служит символом чистоты, мудрости, любви, музыки и поэзии, верности и целомудрия. Особое отношение к птицам прослеживается не только в Древней Руси, но и Греции, Индии, Китае. Причиной такого почитания является  красота и грация птицы, а также то, что партнеры верны друг другу на протяжении всей жизни.

Лебеди в греческой мифологии

Белоснежные птицы в греческой мифологии — верные спутники Аполлона, Афродиты, Орфея и Эрота. Даже сам Зевс превратился однажды в белого лебедя, чтобы появиться во всей красе перед Ледой. И именно лебедь присутствовал во время рождения Аполлона — с этим связывают дар ясновидения у олимпийского бога.

Лебеди в мифах Древней Индии

В мифах Древней Индии именно из лебединого яйца, упавшего в бездну Хаоса, родилась наша Вселенная. Птицы в Индии также были символом двойственности бытия: дыхание и дух. А белоснежное, сверкающее оперение — символ чистоты души человека. Высшее божество индусов — Брахма — часто изображается верхом на лебеде.

Мифы славян и кельтов

В мифах древних славян лебедь ассоциируется с женским началом и является святой птицей. В легендах и сказаниях северных народов Руси именно в образе белоснежного лебедя предстает мудрая и прекрасная дева, владеющая различными тайнами, знаниями и чудесами. Точно такой же образ есть и в кельтских мифах.

Так в «Песне о Нибелунгах» в белоснежных птиц превращаются девушки. Также у кельтов птицы обладали магическими способностями и ассоциировались с солнцем, чистотой, щедростью. Кельты верили, что птица способна не только исцелить от всех болезней, но и принести в дом любовь, богатство, покой и мир.

Видимо поэтому рожденные в месяц Лебедя, согласно кельтскому календарю, люди считались самыми удачливыми и счастливыми.

Лебеди в мифологии Китая

В Китае же птицы ассоциируются с солнцем и мужским началом. В некоторых регионах их и по сей день почитают как священных.

Лебедь как символ страны

Не только в прошлом, но и в настоящем отношение к птицам особенное. Так в Финляндии птица является национальным символом.

На многочисленных озерах этой европейской страны гнездится одна из самых больших популяций лебедей кликунов в мире. Лебедь в Финляндии символизирует и высокое качество изготавливаемой продукции.

Знак качества ставится только на товарах, произведенных в Финляндии и из финского сырья.

Отношение к птицам настолько уважительное, что даже на монете в одно евро выгравирована пара этих прекрасных пернатых.

В крупных городах Финляндии птицы остаются на зимовку. Местные жители считают своим долгом подкармливать их,  и приносят к берегам озер всяческие угощения. А в местах, где пернатые красавцы только гнездятся, во время весенней миграции устраиваются различные праздники и гуляния.

У финских народов с древних времен белоснежная птица являлась символом непорочности и чистоты. А убийство лебедя приравнивалось к греху. Люди верили, что убившего птицу ждет неминуемая смерть.

Даже сегодня некоторые народы Финляндии верят, что мир сотворен из лебединого яйца: оно упало и раскололось на части. Из скорлупы образовалось небо и земля, а из белка и желтка — весь животный и растительный мир.

К чему снятся лебеди

Разные сонники трактуют по-разному то, к чему снятся белые лебеди. Существует несколько самых популярных сонников:

  • Цветкова,
  • Женский,
  • Детский,
  • Эзопа,
  • Фрейда,
  • Миллера,
  • Нумерологический,
  • Менегетти.

Увидеть во сне белых лебедей согласно женскому соннику, означает грядущие положительные перемены, приятные волнения, встречи. Несколько лебедей, плывущих по чистой и гладкой воде — к добру и успехам.

Согласно соннику Эзопа, увиденные лебеди во сне — символ величия, грации и невинности. Сонник говорит о том, что увидевший сон встретил человека со всеми перечисленными качествами, и он сыграет важную роль в судьбе. Летящие лебеди — к перемене погоды.

Зимой — к похолоданию и снегопадам, а летом — к дождям и прохладной погоде. Увиденный во сне один белый лебедь, плывущий по воде — к долгожданной встрече. Для холостых людей — к встрече, сулящей замужество или женитьбу.

  К большому успеху — кормить пернатых с рук или видеть, как они едят.

Детский сонник говорит о том, что приснившийся лебедь сулит интересную встречу, новые перспективы и возможности. По соннику Цветкова — увиденный во сне лебедь предвещает разлуку, переезд, расставание, потерю друга.

А по соннику Миллера приснившиеся лебеди белые — к приятным переживаниям, новым перспективам и возможностям, интересным и полезным встречам. Если птица имеет черное оперение  — это к сомнениям и неприятным новостям. А видеть во сне мертвых птиц — к разочарованию.

Согласно нумерологическому соннику:

  • Видеть во сне лебединую пару — к добру, счастью, счастливым переменам,
  • Увиденные во сне летящие птицы — к перемирию (если с кем-то в ссоре), к новым встречам, продвижению по службе,
  • Если снился один лебедь — к изменам,
  • А если птица снится несколько ночей подряд — стоит быть более внимательным к тому, что происходит в жизни.

А вот по соннику Менегетти — видеть во сне этих белоснежных пернатых — скорый результат от потраченных трудов, получение желаемого, исполнение мечты. Для мужчины значение немного иное: приснившийся лебедь говорит о том, что на жизнь оказывает сильное влияние властная женщина.

Читайте также:  Сальмонеллез - страшный и мучительный недуг домашних кур - всё о домашней птице

Лебеди в искусстве

Образ птицы — прекрасен, поэтому он нашел столь большое отражение в искусстве. Изображение этих благородных и грациозных созданий можно найти на полотнах Леонардо да Винчи, Моро, Сальвадора Дали.

Упоминания о птицах есть и в русских народных сказках, а также во многих стихотворениях Есенина, рассказах Мамина-Сибиряка, Бажова.

Братья Стругацкие создали повесть «Гадкие лебеди», а Дэвид Митчелл написал роман — «Лужок Чёрного Лебедя».

Не меньше использовался образ этой птицы и в музыке. Всему миру известен балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Птице посвящена и одноименная музыкальная фантазия у Сен-Сана.

Источник: https://NaLugah.ru/pticevodstvo/lebedi/chto-simvoliziruet-lebed-znacheniya-simvola-v-istorii-i-sovremennosti.html

Что символизирует лебедь?

?Ser Hugo (my19edwin) wrote,
2011-04-08 00:32:00Ser Hugo
my19edwin
2011-04-08 00:32:00

 

В легендах и преданиях, а так же сказках многих народов мира лебедь является не только почитаемой благородной птицей, но и многогранным символом, олицетворяющим все самые лучшие качества, какими только может быть наделён человек: мудростью, духовной чистотой и целомудрием. Кроме того, древние наделяли этих совершенных пернатых пророческими и магическими способностями. Так же лебедь издавна ассоциировался с гордым одиночеством, музыкой и поэзией.

Традиционно лебедя связывают с двумя стихиями – воздуха и воды, и потому называют птицей жизни. Существуют и легенды о том, что в этих красивых птиц преображаются странствующие по небу души.

Однако от цвета оперения может кардинально меняться образ лебедя: белый означает добро, чёрный же олицетворяет смерть. Кроме того, лебеди образуют супружеские пары на всю жизнь, вместе растят птенцов, и потому символизируют верность и привязанность.

Романтическую ноту добавляет предположение, что именно два лебедя, плывущие навстречу друг другу, подсказали людям символ «сердца».

Лебединая песня

Так принято называть последние значительные творения выдающихся людей – поэтов, художников, музыкантов и прочих творческих личностей. Как же лебеди поют, возникает вопрос? Для начала разберёмся: если бы мы увидели «классического» лебедя с длинной, изогнутой в виде буквы S, шеей и красным клювом – это лебедь-шипун (суgnus olor).

Назвали его так за то, что при раздражении птица шипит – но уж точно не поёт. А вот если у лебедя короткая прямая шея и габариты домашнего гуся – перед нами лебедь-кликун (cygnus cygnus), обладающий громким «трубным» голосом, который можно услышать даже на очень большом расстоянии.

И всё же, может ли сородич гуся посягнуть на заслуженные лавры соловья?

Предания о лебедином пении родились в Древней Греции уже после Гомера и Гесиода – «дивную музыку» описывали Эсхил, Аристотель и многие поэты античности. Самые любопытные их современники ночами караулили водоёмы, чтобы услышать сии райские звуки, но, как говорится, даже рак не свистнул.

Что не удивительно – в Элладе обитали исключительно прекрасные, но «немые» лебеди-шипуны. Старик Цицерон попытался замять конфуз, и рассказал о том, что лебеди поют лишь один раз – перед смертью (эта мифологема и стала крылатой, дожив до наших дней).

И снова любознательные греки усомнились: не поют «голосистые любимцы муз», и всё тут – ни в здравии, ни на заре жизни.

Тогда не осталось ничего иного, как сложить мифы и легенды об исключительных людях, волей богов превратившихся в птиц – дескать, только они могут петь – и то под самыми небесными чертогами…

Эллада

Продолжая рассуждать в ключе греко-римских традиций, отметим, что в более поздние времена лебедь стал спутником некоторых олимпийских богов: Аполлона и его сестры-близнеца Артемиды, Афродиты и Эрота, Орфея… А вот могучий Зевс, фетиш которого – всякие необычные появления (помните золотой дождь?), и вовсе превратился однажды в лебедя, чтобы во всей красе предстать перед царицей Ледой. Результатом их любопытного (с точки зрения науки) любовного союза стало… яйцо, из которого появилась мифическая Елена. Да-да, та самая троянская красавица и похитительница национального покоя… Есть мнения, что образ Зевса, преследующего Леду, послужил поводом назвать одно из древних созвездий «Лебедем» (Клавдий Птолемей обозначил его в каталоге звёздного неба «Альмагест» как «Птицу»). Тема эта впоследствии так волновала умы эпохи Ренессанса, что почти у каждого уважающего себя творца нет-нет да была картина, скульптура или поэма о божественном союзе (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенс, Сальвадор Дали, Пьер Ронсар и многие другие).

Индия

В древности индусы почитали лебедя как птицу, уронившую в Хаос яйцо, из которого была создана Вселенная. Лебеди так же символизируют двойственность бытия – вдох и выдох, дыхание и дух. Белоснежное оперение лебедя – синоним незапятнанной человеческой Души.

Именно эта птица, по мнению индусов, служит своеобразным напоминанием: нужно отделять шелуху от зерна истинного знания.

Высшее божество индуизма, Брахма, изображался едущим верхом на лебеде (иногда гусе или фазане) – так люди хотели подчеркнуть истинность и праведность его пути. 

Славяне и кельтыВ славянской мифологии лебедь был святой птицей, но чаще всего ассоциировался скорее с женским началом. Очень популярен был на Руси, особенно северной, образ прекрасной и мудрой девы-лебедя, обладающей тайной напитка бессмертия, живой водой и молодильными яблоками. Лебеди часто становились героями сказок («Гуси-лебеди», «Царевна-Лебедь»), литературных произведений («Сказка о царе Салтане» Пушкина, басня «Лебедь, Рак и Щука» Крылова), – да и о «Лебедином озере» Чайковского трудно не вспомнить. 

Хотя надо признать – сюжет перевоплощения человека в лебедя отражён и в фольклоре многих других народов: к примеру, в «Песне о Нибелунгах» девушки превращаются в пророчествующих лебедок. У кельтов лебеди слыли магическими существами, ассоциируясь с солнцем (как и в Китае), и потому приносили любовь, чистоту, щедрость, все блага и исцеление от всех недугов.

Европа

В алхимии лебедь символизировал вторую стадию алхимического процесса – «белое давление», или стадию очищения, во время которой бессмертная душа освобождается от праха материи и предстает во всей своей чистоте.

А вот итальянский поэт и драматург эпохи Ренессанса Лудовико Ариосто, опираясь на античную традицию, в своём творчестве описывал лебедя как птицу судьбы. Дворец людских судеб и реку Лету он оригинально перенёс… на Луну. Время-старец бросал в воду золотые и серебряные жребии (души грешников и праведников).

Те, что тяжёлые – сразу тонули, другие выхватывали из волн вороны, галки и коршуны, но они выскальзывали из их клювов назад в тёмную пучину; и только самые достойные судьбы попадали в клювы лебедям, и те уносили их в храм бессмертия.

В 19 веке датский поэт и писатель Ганс Христиан Андерсен издал «мировую» сказку «Гадкий утёнок» – на этот раз обошлось, правда, без символики – только поучительная мораль.

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/33509.html

Занимательная орнитология, или Птицы – символ в искусстве

Птицы всегда вызывали восторг способностями, которыми природа обделила человека. Ни тебе полететь к заоблачным высям навстречу солнцу, ни махнуть крылом в теплые края… Конечно, живописцы не обошли вниманием легкокрылых представителей фауны, где тем отведена особая роль: начать с того, что мировое яйцо — универсальный символ происхождения жизни.

Продолжаем исследовать занимательную орнитологию.Верующие в каждом живом создании искали знаки и уроки Господа. Так, на Алтаре апостола Петра из Грабова, выполненного Мастером Бертрамом из Миндена, изображены лебедь, петух, павлин и щегол, расположившиеся около своего Создателя.

Быть может выбор художника субъективный и не самый убедительный с точки зрения важности этих пернатых в человеческой судьбе, но рассмотрим предложенный квартет болем внимательно.Выше всех в изображенной сцене порхает щегол.

Жизнерадостного и сообразительного щегла любят за пение и яркое оперение, за то, что птичка поддается дрессировке… Маленький храбрец еще и отличился перед Всевышним. В католической традиции бытовала легенда о том, что проворный малыш избавил Христа от засевшей в брови терновой колючки.

Тогда-то капля крови случайно попала на оперение птички, и ее изображение в религиозных сюжетах — указание на будущие страдания сына Божьего ради искупления грехов человечества.Совершенство белоснежного оперения грациозных красавцев свидетельство гения Творца, и в христианской символике лебедь — один из атрибутов Девы Марии, символизирующий ее добродетели.

Превращение в прекрасную птицу было не редкостью для героев древнегреческих мифов, существовало и обобщающее понятие — «кикн», что означает «лебедь». Кикнами были и сын Аполлона, и сын Ареса, и сын Посейдона, и один из женихов Пенелопы, и друг Фаэтона… Неудивительно, что всемогущий и любвеобильный Зевс также прибегнул к трансформации, дабы сочетаться браком с Немесидой и Ледой.

Леда снесла яйцо, из которого вылупились братья Диоскуры, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю, и Прекрасная Елена — абсолют женской красоты. Человеческой, а не божественной. Как гласит латинская эпиграмма:”Трое в этом яйце, но несхожий им выпадет жребий: Звездами двое взрастут, третья — Троянской войной”.

Этот миф вдохновил многих живописцев, поскольку обессмертил союз земного и небесного, материального и духовного, воспел не ведающую преград страсть мужчины к избранной женщине, и магию женской красоты, заставляющую мужчину забыть обо всем на свете.

Моногамные в природе, лебеди — эти благородные птицы, — стали для людей воплощением преданности, верной и чистой любвиКроме понятия «лебединая верность», не менее популярно устойчивое словосочетание «лебединая песня». Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью. На самом деле эта птица никогда не пела. И не споет.

Но миф сохранился и воплотился в известный образ славянского фольклора: Царевна-Лебедь навечно покидает супруга, когда тому удается подсмотреть, как она сбрасывает перья. «Лебединую песнь» — последние мгновения жизни сказочной царевны, — изобразил Михаил Врубель. Его героиня смотрит с тревогой и страхом: она решается на фатальный шаг, оставляя бренный мир.

Этот представитель пернатых, прежде всего, известен тем, что будит по утрам пронзительным пением. Петух — символ не только бдительности, но и воскресения: его крик пробуждает ото сна, а пробуждение, по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых.
Петух — эмблема отречения и раскаяния Петра.

О причине такой символики единогласно сообщают все четыре евангелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр успеет трижды отречься от него «прежде, нежели пропоет петух». Так и произошло. С тех пор петух стал неизменным атрибутом и постоянным укором отступника.

Несмотря на то, что благочестивый вестник зари принадлежал в качестве атрибута и другим святым — Галлунусу и Витту, — в христианском аллегорическом искусстве петух иногда персонифицировал один из семи смертных грехов — Похоть. Один кочет за всем курятником поспевает.А вот на полотне Рембрандта ван Рейн «Ночной дозор» петух на поясе девочки — пародия на герб голландских ополченцев.

Их называли кловенирами (klover — вид мушкета). Слово «кловенир» созвучно голландскому klauw — «птичий коготь». На гербах нидерландских гильдий самообороны изображались скрещенные лапы хищных птиц. У девочки же за поясом когтистые, четко выписанные лапки петуха.

Ох уж эти доморощенные вояки!Столь пышный со временем начал сдавать свои позиции, но у некоторых художников была своя знаковая система и, например, в образный язык Марка Шагала органически вошли такие традиционно еврейские символы, как петух и рыба в значениях соответственно мужского и женского начала.

Экзотические птицы в качестве домашних любимцев были весьма популярны в Древнем Риме. Жители империи настолько любили своих питомцев, что не только увековечивали их в искусстве и поэзии, но даже хоронили питомцев со своими хозяевами. Павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора.Роскошный хвост, на котором отразились все цвета радуги, воспринимался как универсальный знак единства Бытия. Свойство экзотической птицы сбрасывать дивные перья и вновь их отращивать вызвало появление мифа о нетленности его плоти. Скорее всего, павлин ассоциировался с феніксом — мифической птицей, возрождающейся из пепла. Эту идею восприняло христианское учение, и образ павлина вошел в иконографию как символ обновления и воскрешения Иисуса Христа — об этом свидетельствуют мозаики и настенная живопись в катакомбах Древнего Рима.

Читайте также:  Самые крупные домашние гуси - знакомимся с тулузской породой - всё о домашней птице

Довольно часто павлин представлялся на изображениях грота в Вифлееме, где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное .

Раскрытый хвост павича похож на сотни глаз, которые наблюдают за нами. Из-за этого павлин ассоциируется и со всевидящим оком Бога. Перо павлина — эмблема святой Варвары.
В чередовании времени суток павлин соответствует сумеркам. Со змеей в клюве он обозначает победу света над тьмой.

Но нельзя забывать и о том, что церковь призывала к скромной смиренной жизни, и надменный, распустивший хвост павлин превратился в олицетворение греха гордыни, роскоши и тщеславия. В эпоху на изображениях сцен крестного пути на Голгофу Иисус, лишенный своих одежд, искупает за людей грех тщеславия, которое представлено помещенным рядом павлином.

В России разводить этих экзотических птиц мог позволить себе только очень состоятельный человек и все качества, которые ненавидели в барине, переносились на «барскую птицу». Поэтому в России павлин — популярная надменности, самодовольства и спеси.

Для прерафаэлитов прекрасная птица — один из любимых символов — «красота ради красоты»

Очень любили использовать павлина в декоративных сюжетах представители арт-нуово. Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке, разработанный Альфонсом Мухой, экспонируется в музее истории Парижа.

Особое место павлин занимал в творчестве Натальи Гончаровой. Он был ее символом, символом ее искусства, знаком единства Бытия, уходящим корнями в древние культуры. Художница рисовала одного и того же павлина в 5 стилях, но сохранилось только 2 варианта (на «египетский» манер, в виде «русской вышивки»).

Известная в 20-х годах XX столетия светская львица, аристократка маркиза Луиза Казати часто использовала павлина и как аксессуар и к своим авангардистским нарядам, и к театральным костюмам, в которых она появлялась на пресловутых маскарадах.

Переливающиеся всеми цветами радуги перья павлина идеально соответствовали экстравагантным выходкам маркизы. На один бал Луиза Казати одела головной убор из павлиньих перьев, на другом светская львица появилась как золотая богиня, с живым павлином на поводке.

Смешливые обитатели тропических лесов, еще в античные времена завезенные в Европу, тоже попали в иконографию. За экзотичность и способность имитировать человеческую речь к ним с уважением относились еще древние римляне.

Об этом свидетельствует римская III века, на которой изображены друг над другом, головами в разные стороны: внизу — цесарка, вверху — попугай. Цесарка представляет земное, нижнее, стихийное женское начало. Эти птицы отличаются плотным «тельцем», а, услышав подозрительный шум, подхватываются с места, забывая и о яйцах, и о птенцах.

Другое дело — попугай: он хорош собой, бесстрашно сражается и за детенышей, и за свою свободу, да и «говорит», почти как человек. В общем, птица более высокого полета, и для античных ценителей фауны попугай представлял доминирующее мужское, интеллектуальное начало в этом, казалось бы, нелогичном дуэте.

Пернатый гость из восточных краев в Средневековье не растерял перьев с «хвоста мифов» о себе. Бытовало поверье о том, что перья попугая не мокнут под дождем, поскольку он сам может вызывать дождь. За эту способность его почитали как один из символов Девы Марии, сохранившей свою девственность и чистоту.

В христианской символике попугай истолковывается как человек, так как эта птица может в совершенстве подражать человеческой речи. Именно это значение было популярно в голландкой живописи. Если взглянуть на натюрморт с фруктами Балтазара ван дер Аста, то на первый взгляд все кажется просто: два попугая опрокинули корзину с фруктами, которые рассыпались по столу. Обычное дело: птицы использованы в сюжете ради того, чтобы показать достаток и изобилие.

Но голландцы и тут не преминули зашифровать назидательный месседж: маленький попугай не обращает внимания на пролетающую мушку — земной соблазн, — а, открыв клюв, пытается подражать слышимым звукам.

А крупный попугай сосредоточенно смотрит вниз, где на столе виднеются две груши — «человеческие» символы: праматерью Евы считается грушёвое дерево.

Традиция символического прочтения голландской живописи стремительно угасала к рубежу XVIII—XIX векав, и в дальнейшем зрителю предоставили свободу в расшифровке морального девиза картин. А заморские птицы уже не представляли собой диковинку, став привычным атрибутом экстравагантных господ.

Птицы — весьма популярные действующие персонажи в живописи, и на протяжении столетий занимали свое место в иконографии.

Сова — не только символ мудрости, но и предвестница смерти, зла. Ворон из-за черного оперения и привычки питаться падалью — знак дьявола.

Ласточка, в греческой мифологии — птица, посвященная Афродите, а в христианской символике — символ жажды духовной пищи и считается одним из воплощений Иисуса Христа.
Пеликан — самопожертвования.
Сорока стала символом болтливости и продажности.
Голубь — это чистая и безгрешная душа. Существует даже легенда, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы.
Перепелка олицетворяет весну и обновление, куропатка — сладострастие.Пристальное внимание к животному миру привлекла художников-натуралистов эпоха научных открытий.На иных картинах — полным-полно экзотики. Льюис Кэрррол сочинил историю для Алисы Линделл, и не только Джон Тенниел запечатлел птицу додо и сцену игры в крикет.Впрочем, внимание публики может быть приковано и к самым «простым» представителям мира пернатых. Благодаря роману «Щегол» Донны Тартт, картина и птица образуют совершенно иной символический ряд.«…Я смущенно наклонился и взглянул на картину. Она была маленькой, самой маленькой на всей выставке и самой простой: желтый щегол на незатейливом бледном фоне прикован к насесту за веточку-ножку.

— Он был учеником Рембрандта и учителем Вермеера, — сказала мама. — И это крошечное полотно — то самое недостающее звено между ними. Ясный чистый дневной свет — сразу видно, откуда взялся у Вермеера свет такого качества. Конечно, в детстве я ни о чем таком и не подозревала, ни о какой исторической важности. Но она тут.

Я отступил назад, чтобы получше разглядеть картину. Птичка была серьезной, деловитой — никакой сентиментальности, — и то, как ловко, ладно вся она подобралась на жердочке, ее яркость и тревожный, настороженный взгляд напомнили мне детские фотографии моей матери — темноголового щегла с внимательными глазами.

— Знаменитая трагедия в истории Голландии, — говорила мама. — Была разрушена большая часть города.— Что?

— Взрыв в Дельфте. При котором погиб Фабрициус… Учительница вон там рассказывала про это детям, не слышал?

…В семнадцатом веке в Дельфте взорвались пороховые склады… Фабрициус погиб, и его мастерская была разрушена. Почти все картины были уничтожены, кроме вот этой… Он был одним из величайших художников своего времени, в одну из великих эпох живописи. Он был очень очень знаменит. Печально, потому что сохранилось всего-то пять или шесть его картин. Остальное сгинуло — все-все его работы…» — впрочем, это уже другая история. Ее вы тоже найдете в Артхиве: Прогулка по выставке голландской живописи с героями романа Донны Тартт «Щегол»Заголовная иллюстрация: Фредерик Лейтон. Одалиска

Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/2239~Zanimatelnaja_ornitologija_ili_Ptitsy_simvol_v_iskusstve

Занимательная орнитология или птицы – символ в искусстве

?Вадим Алешин (vakin) wrote,
2016-12-12 16:23:00Вадим Алешин
vakin
2016-12-12 16:23:00Птицы всегда вызывали восторг способностями, которыми природа обделила человека.

Ни тебе полететь к заоблачным высям навстречу солнцу, ни махнуть крылом в теплые края… Конечно, живописцы не обошли вниманием легкокрылых представителей фауны, где тем отведена особая роль: начать с того, что мировое яйцо — универсальный символ происхождения жизни.
Фредерик Лейтон. Одалиска

Лебедь, петух, павлин и щегол.

Возлюбленные детища Творца?Верующие в каждом живом создании искали знаки и уроки Господа. Так, на Алтаре апостола Петра из Грабова, выполненного Мастером Бертрамом из Миндена, изображены лебедь, петух, павлин и щегол, расположившиеся около своего Создателя.

Быть может выбор художника субъективный и не самый убедительный с точки зрения важности этих пернатых в человеческой судьбе, но рассмотрим предложенный квартет болем внимательно.
Бертрам Мастер из Миндена. Алтарь апостола Петра из Грабова Предложить название
XIV век

Щегол. Птичка невеличка, да коготок остер

Выше всех в изображенной сцене порхает щегол. Жизнерадостного и сообразительного щегла любят за пение и яркое оперение, за то, что птичка поддается дрессировке… Маленький храбрец еще и отличился перед Всевышним.

В католической традиции бытовала легенда о том, что проворный малыш избавил Христа от засевшей в брови терновой колючки. Тогда-то капля крови случайно попала на оперение птички, и ее изображение в религиозных сюжетах — указание на будущие страдания сына Божьего ради искупления грехов человечества.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святая семья

Белые лебеди Бога посланники

Совершенство белоснежного оперения грациозных красавцев свидетельство гения Творца, и в христианской символике лебедь — один из атрибутов Девы Марии, символизирующий ее добродетели.Превращение в прекрасную птицу было не редкостью для героев древнегреческих мифов, существовало и обобщающее понятие — «кикн», что означает «лебедь».

Кикнами были и сын Аполлона, и сын Ареса, и сын Посейдона, и один из женихов Пенелопы, и друг Фаэтона… Неудивительно, что всемогущий и любвеобильный Зевс также прибегнул к трансформации, дабы сочетаться браком с Немесидой и Ледой. Леда снесла яйцо, из которого вылупились братья Диоскуры, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю, и Прекрасная Елена — абсолют женской красоты.

Человеческой, а не божественной. Как гласит латинская эпиграмма:”Трое в этом яйце, но несхожий им выпадет жребий: Звездами двое взрастут, третья — Троянской войной”.
Сальвадор Дали. Атомная Леда
1949, 61.1×45.3 см.

Масло, ХолстЭтот миф вдохновил многих живописцев, поскольку обессмертил союз земного и небесного, материального и духовного, воспел не ведающую преград страсть мужчины к избранной женщине, и магию женской красоты, заставляющую мужчину забыть обо всем на свете.
Николай Константинович Калмаков. Леда и лебедьXX векФрансуа Буше. Леда и лебедь1742, 59.5×74 см.

Масло, ХолстПитер Пауль Рубенс. Леда и ЛебедьЯкопо Понтормо. Леда и лебедьПоль Сезанн. Леда и лебедьАнтонио Корреджо. Леда и лебедь
Леонардо да Винчи. Леда (фрагмент)
Моногамные в природе, лебеди — эти благородные птицы, — стали для людей воплощением преданности, верной и чистой любви
Михаил Васильевич Нестеров.

Два лада
1905, 66×76 см
Кроме понятия «лебединая верность», не менее популярно устойчивое словосочетание «лебединая песня». Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью. На самом деле эта птица никогда не пела. И не споет.

Но миф сохранился и воплотился в известный образ славянского фольклора: Царевна-Лебедь навечно покидает супруга, когда тому удается подсмотреть, как она сбрасывает перья. «Лебединую песнь» — последние мгновения жизни сказочной царевны, — изобразил Михаил Врубель. Его героиня смотрит с тревогой и страхом: она решается на фатальный шаг, оставляя бренный мир.
Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь
1900, 93×142 см

И петух свои часы знает…

Этот представитель пернатых, прежде всего, известен тем, что будит по утрам пронзительным пением. Петух — символ не только бдительности, но и воскресения: его крик пробуждает ото сна, а пробуждение, по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых.Петух — эмблема отречения и раскаяния Петра.

О причине такой символики единогласно сообщают все четыре евангелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр успеет трижды отречься от него «прежде, нежели пропоет петух». Так и произошло. С тех пор петух стал неизменным атрибутом и постоянным укором отступника.
Жорж де Латур. Раскаяние св.

Петра
1645, 95×114 см
Несмотря на то, что благочестивый вестник зари принадлежал в качестве атрибута и другим святым — Галлунусу и Витту, — в христианском аллегорическом искусстве петух иногда персонифицировал один из семи смертных грехов — Похоть. Один кочет за всем курятником поспевает.

А вот на полотне Рембрандта ван Рейн «Ночной дозор» петух на поясе девочки — пародия на герб голландских ополченцев. Их называли кловенирами (klover — вид мушкета). Слово «кловенир» созвучно голландскому klauw — «птичий коготь». На гербах нидерландских гильдий самообороны изображались скрещенные лапы хищных птиц.

У девочки же за поясом когтистые, четко выписанные лапки петуха. Ох уж эти доморощенные вояки!
Рембрандт Ван Рейн.

Ночная стража
437×363 см
Столь пышный символизм со временем начал сдавать свои позиции, но у некоторых художников была своя знаковая система и, например, в образный язык Марка Шагала органически вошли такие традиционно еврейские символы, как петух и рыба в значениях соответственно мужского и женского начала.
Марк Захарович Шагал. Петух
XX век

Знать паву по перьям

Экзотические птицы в качестве домашних любимцев были весьма популярны в Древнем Риме. Жители империи настолько любили своих питомцев, что не только увековечивали их в искусстве и поэзии, но даже хоронили питомцев со своими хозяевами. Павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора.
Карло Кривелли.

Благовещение со святым Эмидием в Асколи Пичено
1486, 207×147 см
Роскошный хвост, на котором отразились все цвета радуги, воспринимался как универсальный знак единства Бытия. Свойство экзотической птицы сбрасывать дивные перья и вновь их отращивать вызвало появление мифа о нетленности его плоти.

Скорее всего, павлин ассоциировался с феніксом — мифической птицей, возрождающейся из пепла. Эту идею восприняло христианское учение, и образ павлина вошел в иконографию как символ обновления и воскрешения Иисуса Христа — об этом свидетельствуют мозаики и настенная живопись в катакомбах Древнего Рима.

Довольно часто павлин представлялся на изображениях грота в Вифлееме, где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение.
Джироламо даи Либри (Girolamo dai Libri). Мадонна и дитя
Джироламо даи Либри (Girolamo dai Libri). Nativity
Раскрытый хвост павича похож на сотни глаз, которые наблюдают за нами.

Из-за этого павлин ассоциируется и со всевидящим оком Бога. Перо павлина — эмблема святой Варвары.В чередовании времени суток павлин соответствует сумеркам. Со змеей в клюве он обозначает победу света над тьмой.

Но нельзя забывать и о том, что церковь призывала к скромной смиренной жизни, и надменный, распустивший хвост павлин превратился в олицетворение греха гордыни, роскоши и тщеславия. В эпоху барокко на изображениях сцен крестного пути на Голгофу Иисус, лишенный своих одежд, искупает за людей грех тщеславия, которое представлено помещенным рядом павлином.

В России разводить этих экзотических птиц мог позволить себе только очень состоятельный человек и все качества, которые ненавидели в барине, переносились на «барскую птицу». Поэтому в России павлин — популярная аллегория надменности, самодовольства и спеси.

Для прерафаэлитов прекрасная птица — один из любимых символов — «красота ради красоты»

Сэр Фредерик Лейтон. Девушка кормит павлинов
Сэр Фредерик Лейтон. Павония
Очень любили использовать павлина в декоративных сюжетах представители арт-нуово. Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке, разработанный Альфонсом Мухой, экспонируется в музее истории Парижа.
Альфонс Муха. ПавлинОсобое место павлин занимал в творчестве Натальи Гончаровой. Он был ее символом, символом ее искусства, знаком единства Бытия, уходящим корнями в древние культуры. Художница рисовала одного и того же павлина в 5 стилях, но сохранилось только 2 варианта (на «египетский» манер, в виде «русской вышивки»).
Наталья Сергеевна Гончарова. Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)
Наталья Сергеевна Гончарова. Павлин (стиль русской вышивки)
Известная в 20-х годах XX столетия светская львица, аристократка маркиза Луиза Казати часто использовала павлина и как аксессуар и к своим авангардистским нарядам, и к театральным костюмам, в которых она появлялась на пресловутых маскарадах. Переливающиеся всеми цветами радуги перья павлина идеально соответствовали экстравагантным выходкам маркизы. На один бал Луиза Казати одела головной убор из павлиньих перьев, на другом светская львица появилась как золотая богиня, с живым павлином на поводке.
Джованни Больдини. Портрет маркизы Луизы Казати
1914

Попугай. Всякая птица безгрешна

Смешливые обитатели тропических лесов, еще в античные времена завезенные в Европу, тоже попали в иконографию. За экзотичность и способность имитировать человеческую речь к ним с уважением относились еще древние римляне. Об этом свидетельствует римская мозаика III века, на которой изображены друг над другом, головами в разные стороны: внизу — цесарка, вверху — попугай.

Цесарка представляет земное, нижнее, стихийное женское начало. Эти птицы отличаются плотным «тельцем», а, услышав подозрительный шум, подхватываются с места, забывая и о яйцах, и о птенцах. Другое дело — попугай: он хорош собой, бесстрашно сражается и за детенышей, и за свою свободу, да и «говорит», почти как человек.

В общем, птица более высокого полета, и для античных ценителей фауны попугай представлял доминирующее мужское, интеллектуальное начало в этом, казалось бы, нелогичном дуэте.
Ян ван Эйк. Мадонна каноника Георга ван дер Пале
1436, 157×122 см
Пернатый гость из восточных краев в Средневековье не растерял перьев с «хвоста мифов» о себе.

Бытовало поверье о том, что перья попугая не мокнут под дождем, поскольку он сам может вызывать дождь. За эту способность его почитали как один из символов Девы Марии, сохранившей свою девственность и чистоту.
Балтазар ван дер Аст.

Натюрморт с фруктамиВ христианской символике попугай истолковывается как человек, так как эта птица может в совершенстве подражать человеческой речи. Именно это значение было популярно в голландкой живописи.

Если взглянуть на натюрморт с фруктами Балтазара ван дер Аста, то на первый взгляд все кажется просто: два попугая опрокинули корзину с фруктами, которые рассыпались по столу. Обычное дело: птицы использованы в сюжете ради того, чтобы показать достаток и изобилие.

Но голландцы и тут не преминули зашифровать назидательный месседж: маленький попугай не обращает внимания на пролетающую мушку — земной соблазн, — а, открыв клюв, пытается подражать слышимым звукам. А крупный попугай сосредоточенно смотрит вниз, где на столе виднеются две груши — «человеческие» символы: праматерью Евы считается грушёвое дерево.

Традиция символического прочтения голландской живописи стремительно угасала к рубежу XVIII—XIX векав, и в дальнейшем зрителю предоставили свободу в расшифровке морального девиза картин. А заморские птицы уже не представляли собой диковинку, став привычным атрибутом экстравагантных господ.
Джованни Баттиста Тьеполо. Молодая женщина с попугаемМельхиор де Хондекутер.

Зверинец
Эдуар Мане. Женщина с попугаем
Птицы — весьма популярные действующие персонажи в живописи, и на протяжении столетий занимали свое место в иконографии.Сова — не только символ мудрости, но и предвестница смерти, зла. Ворон из-за черного оперения и привычки питаться падалью — знак дьявола.

Ласточка, в греческой мифологии — птица, посвященная Афродите, а в христианской символике — символ жажды духовной пищи и считается одним из воплощений Иисуса Христа.Пеликан — аллегория самопожертвования.Сорока стала символом болтливости и продажности.Голубь — это чистая и безгрешная душа.

Существует даже легенда, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы.Перепелка олицетворяет весну и обновление, куропатка — сладострастие.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка. ФрагментАндреа дель Верроккьо. Крещение ХристаКорнелис ван Харлем. ГрехопадениеПитер Брейгель Старший. Черный ворон
Питер Брейгель Старший.

Сорока на виселицеПристальное внимание к животному миру привлекла художников-натуралистов эпоха научных открытий.
Мельхиор де Хондекутер. Пернатые
Мельхиор де Хондекутер. Птицы в парке
На иных картинах — полным-полно экзотики. Льюис Кэрррол сочинил историю для Алисы Линделл, и не только Джон Тенниел запечатлел птицу додо и сцену игры в крикет.
Родни Мэтьюз.

Закрытые гонкиВпрочем, внимание публики может быть приковано и к самым «простым» представителям мира пернатых. Благодаря роману «Щегол» Донны Тартт, картина и птица образуют совершенно иной символический ряд.
Карел Фабрициус. Щегол
1654, 23×34 см
«…Я смущенно наклонился и взглянул на картину.

Она была маленькой, самой маленькой на всей выставке и самой простой: желтый щегол на незатейливом бледном фоне прикован к насесту за веточку-ножку.— Он был учеником Рембрандта и учителем Вермеера, — сказала мама. — И это крошечное полотно — то самое недостающее звено между ними. Ясный чистый дневной свет — сразу видно, откуда взялся у Вермеера свет такого качества.

Конечно, в детстве я ни о чем таком и не подозревала, ни о какой исторической важности. Но она тут.Я отступил назад, чтобы получше разглядеть картину.

Птичка была серьезной, деловитой — никакой сентиментальности, — и то, как ловко, ладно вся она подобралась на жердочке, ее яркость и тревожный, настороженный взгляд напомнили мне детские фотографии моей матери — темноголового щегла с внимательными глазами.— Знаменитая трагедия в истории Голландии, — говорила мама. — Была разрушена большая часть города.— Что?— Взрыв в Дельфте. При котором погиб Фабрициус… Учительница вон там рассказывала про это детям, не слышал?…В семнадцатом веке в Дельфте взорвались пороховые склады… Фабрициус погиб, и его мастерская была разрушена. Почти все картины были уничтожены, кроме вот этой… Он был одним из величайших художников своего времени, в одну из великих эпох живописи. Он был очень очень знаменит. Печально, потому что сохранилось всего-то пять или шесть его картин. Остальное сгинуло — все-все его работы…» — впрочем, это уже другая история.

Автор Елена Настюк
Источник – Артхив

А также статьи о символах в искусстве в моих постах – “На лепестках Цветов написано посланье”, “Пятое чувство: обоняние и его символы в живописи” и “Неразлучны, как рука и…. перчатка – символ в искусстве”

Источник: https://vakin.livejournal.com/1441647.html

Ссылка на основную публикацию